Применение законодательства по аналогам.

Взаконодательстве невозможно предусмотреть правила на все жизненные ситуации, поэтому в нем могут быть пробелы. В этом случае может помочь применение по аналогии сходного закона, регулирующего похожие по существу отношения. Например, ГК РФ регулируется договор купли-продажи дома с условием пожизненного содержания продавца (это правило можно применить к договору купли-продажи квартиры с условием пожизненного содержания продавца).

При невозможности использования аналогии закона прибегают к аналогии права, когда спор решается исходя из общих начал и смысла законодательства. Поскольку не имеется сходного закона, применяются к конкретному случаю принципы правового регулирования данной отрасли права или правового института.

Следует иметь в виду, что применение норм права по аналогии закона и аналогии права не допускается в уголовном и административном праве. Наказуемыми являются лишь правонарушения, предусмотренные в законе; если в законе указания нет, правонарушением поведение не считается.

Утрачивают свою силу нормативно-правовые акты по истечении срока их действия, в связи с изданием нового нормативно-правового акта, заменяющего ранее действующий, или в связи с отменой нормативно-правового акта компетентным органом.

Действие правового акта ограничивается его территорией, т. е. оно охватывает ту территорию, на которую распространяется власть издавшего этот акт органа. Акты федеральных органов власти РФ распространяют действие на всю территорию России. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации действуют на их территории.

 

 


Тема 2: «Общая характеристика Конституции РФ»

Общие положения

Конституционное право является базовой отраслью права и в системе иных отраслей (гражданское, уголовное и т.д.) занимает главное место. Значимость конституционного права определяется осо­бо важным для общества и государства предметом регулирования: «Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе обще­ственные отношения».

Конституционное право РФ как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного уст­ройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Конституция — основной нормативный правовой акт конституци­онного права, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим законам. Конституция РФ принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 г. Конституция имеет учредительный характер, т.е. учреждает основы общественного и государственного строя, ос­новные общественные и государственные институты, определяет от­ношения собственности, устанавливает основы правового положения личности, регулирует наиболее важные сферы жизни.

По видам различают писаные (составленные в виде единого документа) и неписаные (состоящие из законов, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы­чаев) конституции.

Изменения и дополнения в текст конституции вносят федеральные конституционные законы, от обыкновенных законов (текущего зако­нодательства) их отличает, помимо особого содержания, сложный порядок принятия.

Конституция служит правовой базой для текущего законода­тельства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это определение закрепляет форму Российского государства, которая скла­дывается из трех компонентов: формы политического режима, формы национально-государственного устройства и формы правления.

В России (наименования Российская Федерация и Россия равнозначны) установлен демократический правовой политический режим. Демократизм политического режима выражается в том, что человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. За государством закрепляется обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Демократический характер проявляется и в том, что многонациональный народ Российской Федерации явля­ется носителем суверенитета и единственным источником власти. Особую важность для характеристики демократического режима в Российской Федерации имеет закрепленный законодательством прин­цип разделения властей. Государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (при этом особо указано на самостоятельность каждой из ветвей власти).

Правовой характер государства определяется следующими установ­ленными Конституцией положениями:

• Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на
всей территории России.

• Законы подлежат официальному опубликованию. Неопублико­ванные законы не применяются.

• Органы государственной власти, местного самоуправления, дол­жностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Кон­ституцию РФ и законы.

Форма национально-государственного устройства в Российской Федерации - федеративная, в состав РФ входит 89 равноправных субъектов. Федеративное устройство России базируется на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Особенность национально-государственного устройства Российской Федерации заключается в совмещении терри­ториального и национального принципов построения федеративной организации государства: статус субъектов РФ имеют и национально-государственные образования, и административно-территориальные единицы.

Конституцией закрепляется республиканская форма правления. _ Однако не уточняется разновидность республики (президентская или парламентская). Анализ сложившихся властеотношений позволяет от­нести Россию к президентской республике.

Положения Конституции устанавливают основы экономических отношений в РФ: 1) единство экономического пространства; 2) свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 3) поддержка конкуренции; 4) свобода экономического пространства.

Перечень форм собственности, признаваемых и защищаемых в Российской Федерации, является открытым, в частности, признаются и подлежат защите равным образом частная, государственная, муни­ципальная и иные формы собственности.

Россия является светским государством, т.е. никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Российской Федерации признается идеологическое многообра­зие: никакая идеология не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной. В России установлено политическое многообразие и многопартийность. Запрещается создание и деятель­ность общественных объединений, цели или деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв без­опасности государства, создание вооруженных формирований, разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Права и свободы человека и гражданина

Правовой статус личности в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

• Российская Федерация признает и гарантирует каждому права и свободы, установленные общепризнанными принципами и нормами международного права, свойственные цивилизованному обществу.

• Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

• Равенство прав и свобод человека и гражданина, т. е., во-первых, реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать права и свободы иных лиц; во-вторых, закрепляется равенство по отношению к закону и суду.

• Единство прав и обязанностей граждан.

Согласно Конституции Российской Федерации права и свобо­ды можно свести к трем видам: 1) гражданские; 2) политические; 3) личные.

К гражданским правам относятся следующие права: на частную собственность (включая землю и иные природные ресурсы); владения, пользования, распоряжения как единолично, так и совместно с други­ми лицами, имуществом; на свободное использование своих способ­ностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; на благоприятную окружаю­щую среду; на свободный труд; охрану здоровья, медицинскую помощь; отдых; жилище; образование; участие в культурной жизни и пользова­ние учреждениями культуры; на социальную защиту, социальное обес­печение.

Важным представляется не только наделение гражданскими пра­вами, но и наличие соответствующих гарантий реализации прав, обеспечиваемых государством. Так, Конституция Российской Федера­ции, закрепляя права граждан и их объединений на частную собствен­ность, обеспечивает и охраняет это право законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В случае принудительного отчуждения имущества для государственных нужд оно подлежит предварительному и равноценному возмещению.

К политическим правам Конституция Российской Федерации от­носит следующие: право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного само­управления, участвовать в референдуме); право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д.

К политическим свободам относят: свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Личные права граждан Российской Федерации следующие: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (государство гаран­тирует защиту от посягательства на жизнь, никто не может быть произвольно лишен жизни); право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право на защиту своей чести и доброго имени; право на неприкосновенность жилища; определение и указание своей национальной принадлежности; свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства (каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, может свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, вправе сво­бодно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее); право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действи­ями (бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц; право на рассмотрение дела гражданина в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право на получение квалифицированной юридической помощи, пользование услугами адвоката и пр.

Последние из вышеназванных прав непосредственно связаны с судебными гарантиями. Чрезвычайно важными представляются следу­ющие положения: 1) обвиняемый не обязан доказывать свою невинов­ность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу; 2) никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по при­говору суда и в соответствии с законом.

В Конституции Российской Федерации содержится также перечень обязанностей граждан Российской Федерации. К конституционным обязанностям относятся: обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обязанность сохранять природу и окружающую среду; обязанность защищать Отечество и т.д.

Федеративное устройство

Глава 3 Конституции дает регламентацию федеративного устрой­ства Российской Федерации. В состав России входит 89 субъектов. Особенность, как указывалось выше, заключается в том, что к числу субъектов относятся и национально-государственные образования (в частности, Республика Адыгея, Республика Башкортостан), и админи­стративно-территориальные единицы (города Москва и Санкт-Петер­бург). Среди субъектов Российской Федерации имеются республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Учитывая уникальный принцип федеративного построения России (совмещение национального и территориального принципов по строения), можно говорить о равноправии тождественных субъектов.

Статус каждого субъекта Российской Федерации определяется Кон­ституцией Российской Федерации и соответствующим нормативным правовым актом: статус республики — конституцией республики; статус края, автономной области, области, города федерального значения, автономного округа — уставом края, автономной области, области, города федерального значения, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Территория Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное про­странство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами междуна­родного права.

Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Российская Федерация имеет единую денежную и кредитную сис­темы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами стро­ятся на разграничении их полномочий. Конституция закрепляет иск­лючительные полномочия Российской Федерации и совместную компетенцию Российской Федерации и субъектов. Вне пределов веде­ния Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъ­екты обладают всей полнотой государственной власти.

В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; г) федеральная государ­ственная собственность и управление ею; д) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулиро­вание, денежная эмиссия, основы ценовой политики; е) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; ж) внешняя политика и между­народные отношения Российской Федерации, международные догово­ры Российской Федерации; з) оборона и безопасность; и) судо­устройство, прокуратура; уголовное, гражданское, гражданско-процес­суальное и арбитражное процессуальное законодательства и т.д.

В совместном ведении Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации на­ходятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, авто­номной области, областей, городов федерального значения, автоном­ных округов Конституции Российской Федерации, федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; в) разграни­чение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; д) осу­ществление мер. по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; ж) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; з) координация международных и внешне­экономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации и пр. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федера­ции не могут противоречить федеральным законам.

 

 


 

Тема 3: «Общие положения Гражданского кодекса РФ»

Основные понятия гражданского права. Отношения, регулируемые гражданским правом

Гражданское право как отрасль права это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и неко­торые не связанные с ними личные неимущественные отноше­ния, основанные на независимости, имущественной самостоятель­ности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов и нормального развития экономических отношений в обществе.

Как и любая другая отрасль права, гражданское законодатель­ство регулирует определенный круг отношений, которые и состав­ляют предмет гражданского права, закрепленный в ст. 2 ГК. В ос­новном эти отношения возникают по поводу «имущества». Под имуществом закон подразумевает вещи (объекты материального мира), которые имеют или могут иметь денежную оценку (в том числе и деньги). Имущество — это совокупность вещей, имуще­ственных прав и обязанностей.

Термин «имущество» также включает в себя право на вещь. Кроме того, оно регулирует и неимущественные отношения, свя­занные с имущественными. Например, право автора на произве­дение — неимущественное право, так как не имеет денежного выражения, а связано оно с имущественным — правом автора на вознаграждение.

Новеллой нового ГК РФ, т.е. принципиально отличным от норм ГК РСФСР 1964 г., по данному вопросу является то, что из пред­мета гражданского права исключены неимущественные отноше­ния, которые не связаны с имуществом: жизнь, здоровье, досто­инство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная семейная тайна, право свободного передвижения, право на автор­ство и т.д.

Такие нематериальные блага только защищаются гражданским законом, так как пользоваться этими благами может только тот, кто ими обладает.

Таким образом, правовые отношения, регулируемые граждан­ским законодательством, включают в себя имущественные отно­шения между людьми по поводу материальных благ и личные не­имущественные отношения по поводу нематериальных благ.

Имущественные отношения разделяют на статические, связан­ные с нахождением материальных благ у определенных людей (пра­во собственности, ограниченные вещные права), и динамические, связанные с переходом материальных благ от одного лица к друго­му (обязательства, наследование).

Имущественные отношения производны от неимущественных (например, права автора на вознаграждение). Неимущественные отношения не имеют экономического содержания, но связаны с имущественными (например, авторское право на произведение науки, литературы, искусства).

Имущественные отношения составляют предмет не только граж­данского права, но и ряда других отраслей права, в частности на­логового, бюджетного. Поэтому Гражданский кодекс, помимо пред­мета, вынужден прибегнуть еще к одному индивидуализирующе­му признаку гражданского законодательства — методу регулиро­вания.

 

Сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, принципы гражданско-правового регулирования

Гражданско-правовой метод регулирования обусловленный природой гражданского права способ воздействия гражданско-пра­вовых норм на регулируемые ими общественные отношения.

Наука гражданского права выделяет три основных метода регу­лирования этих отношений.

1. Равенство участников отношений. Нормы гражданского зако­нодательства не применяются к налоговым, финансовым и адми­нистративным отношениям, а также к любым другим имуществен­ным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, поскольку все орга­ны в таких отношениях наделены властными функциями в данном конкретном правоотношении.

2. Автономия участников правоотношений — способность лица свободно формировать свою волю. Степень автономии и имуще­ственной самостоятельности может быть различной. Наиболее ши­рокая она у граждан, хозяйственных обществ и товариществ, существенно ограничена у государственных и муниципальных пред­приятий, так как их имущество принадлежит государству, субъек­ту Федерации либо муниципальным образованиям и учреждени­ям, финансируемым собственником.

3. Имущественная самостоятельность — возможность субъекта права самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуще­ством.

Новеллой гражданского права, перешедшей из Основ граждан­ского законодательства 1991 г., допускаются случаи, когда граж­данские нормы распространяются и на правоотношения, осно­ванные на властном подчинении субъектов, если имеется прямое указание в гражданском законодательстве. Например, обращение участников гражданского оборота — предпринимателей, частных юридических лиц к муниципальному органу управления либо к государству через его органы или субъекту Российской Федера­ции с требованием о возмещении вреда, причиненного действия­ми этих органов государства либо его должностных лиц при ис­полнении ими обязанностей в области административного управ­ления. Статья 13 ГК допускает признание судом недействительно­сти актов государственных органов и органов местного самоуправ­ления.

Более детально и конкретно методы гражданско-правового ре­гулирования раскрываются в принципах гражданского права, ко­торые представляют собой основные начала гражданского право­вого регулирования общественных отношений и проходят крас­ной нитью во всем гражданском законодательстве, отражая его наиболее существенные признаки (ст. 1 ГК).

Именно принципы гражданского права являются определяю­щими при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а также при наличии про­белов в гражданском законодательстве, когда возникает необхо­димость в применении аналогии права. В случае не урегулирования общественных отношений конкретной нормой гражданского права применяются основные начала гражданского законодатель­ства.

Эти принципы описаны во всех учебниках и учебных пособиях по гражданскому праву.

Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1 ст. 1; ст. 8, 9, 18, 49 ГК) отражает степень государственного воздействия на участни­ков гражданского оборота. Рыночная экономика может развивать­ся успешно только тогда, когда субъекты гражданского права об­ладают необходимой свободой, которая в свою очередь порождает предприимчивость и инициативу.

Нормы гражданского права действуют на основе общего прави­ла — разрешена любая деятельность субъектов гражданского обо- рота, кроме запрещенной законом. Это правило наглядно прояв­ляется в правоспособности граждан и юридических лиц (ст. 18, 49 ГК).

Подтверждением этого принципа является и то, что большин­ство норм гражданского законодательства носят диспозитивный характер.

Субъекты гражданского права могут реализовывать свою право­способность по собственному усмотрению, регулировать приемле­мым для себя способом содержание правоотношения, распоря­жаться субъективными правами, которые им принадлежат, опре­деляют необходимость защиты нарушенного права и способы за­щиты.

Принцип равенства правового режима для всех субъектов граж­данского права означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъек­тами. Одним из проявлений данного принципа является то, что одни и те же нормы права распространяются на отношения как с участием граждан, так и с участием организаций, государствен­ных органов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципаль­ных образований. Так, если в ранее действовавшем законодатель­стве предусматривалось два срока исковой давности: три года для отношений с участием граждан и один год для отношений между организациями, то в ныне действующем законодательстве закреп­лен единый для всех субъектов гражданского права трехгодичный срок исковой давности (ст. 196 ГК).

Принцип недопустимости вмешательства в частные дела (п. 1 ст. 2; п. 1 ст. 150; ст. 12 и 151 ГК) означает, что никто, в том числе государственные органы, субъекты Российской Федерации и част­ные лица, не вправе вмешиваться в дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в рамках граж­данского законодательства. Например, органы местного самоуп­равления не вправе указывать лицам, осуществляющим предпри­нимательскую деятельность, какие товары, работы или услуги им производить, а также на каких условиях и по какой цене их реали­зовывать.

Статьей 23 Конституции РФ предусмотрено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрет на сбор, хранение, использование и распространение ин­формации о частной жизни также содержит Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации и информатизации и защите информации».

Принцип неприкосновенности собственности (гл. 15 ГК). Непри­косновенность собственности фигурирует в основных положениях гражданского права. На принципе неприкосновенности строится Основной закон: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 ГК). Исключение составляют: конфискация, реквизиция и выкуп домашних животных при не­надлежащем обращении с ними и принудительное отчуждение бесхозносодержимых культурных ценностей (принудительное от­чуждение имущества).

Принцип свободы договора (ст. 421 ГК и др.). В новом Граждан­ском кодексе РФ договорные нормы занимают не менее поло­вины в общем числе гражданско-правовых норм. Принцип сво­боды договора сформулирован в п. 1 ст. 421 ГК: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Субъекты гражданского права могут заключать договоры, самостоятельно решают с кем заключать договор, по своему усмотрению опре­деляют условия договора в рамках гражданского законодатель­ства».

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 9 ГК). Статьей 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК установ­лено, что товары, услуги и финансовые средства свободно пере­мещаются на всей территории Российской Федерации. Исклю­чаются те виды товаров, работ и услуг, свободная реализация которых запрещена Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, сво­бодная реализация которых запрещена».

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» не допускается установление запретов или приоритетов на продажу, покупку, обмен и приобретение товаров на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 74 Конституции ограничения на переме­щение товаров и услуг вводятся лишь при необходимости обеспе­чения безопасности жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип необходимости беспрепятственного осуществления граж­данских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (ст. 12 ГК). Восстановление нарушенного права и пресечение действий, нарушающих права либо создающих угрозу нарушения прав участ­ников гражданского оборота, восстановление первоначального положения вещей — естественный способ удовлетворения требо­ваний обладателя права.

Восстановление — это способ, приемлемый в большин­стве ситуаций и правоотношений (требование имущества из чужо­го незаконного владения, требование восстановить нарушенные права и т.д.).

Восстановление возможно в том случае, когда имущество не утратило своих полезных качеств. Данный принцип может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими принци­пами.

При возникновении спора о праве и о восстановлении прежне­го положения судом удовлетворяются оба этих требования. Восста­новление есть возврат владельцу его прав. Имущество, приобретен­ное неосновательным обогащением, возвращается потерпевшей стороне в натуре. Если это невозможно по той или иной причине, потерпевшей стороне возмещается стоимость и убытки по прави­лам, предусмотренным ст. 1105 ГК.

В случае расторжения найма жилого помещения в судебном порядке в соответствии со ст. 687, 688 ГК выселение нанимателя по решению суда есть не что иное, как восстановление нарушен­ных прав наимодателя, которые нарушал наниматель своими дей­ствиями: не внесением длительное время оплаты, порчей имуще­ства и т.д.

Принцип судебной защиты нарушенного права (ст. 23, 34, 35, 46 и т.д. Конституции РФ). Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) содержит норму, гарантирующую каждому судебную защиту его прав и сво­бод, а Гражданский кодекс РФ (например, п. 2 ст. 34) говорит о том, что суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

Структура гражданского права

Гражданское право это система правовых норм, предполага­ющая не только их единство, но и дифференциацию на подотрасли и институты.