Позже, главным образом в древнеримской архитектуре, воспринявшей от греческой ордерную систему и отчасти типы храмовых зданий, стал широко использоваться псевдопериптер.

Целла в периптере состоит из трех частей — передней (пронаоса), собственно целлы (наоса) и третьей части, примыкающей к заднему фасаду и по размерам равной пронаосу —опистодома. Опистодом отделен от наоса глухой стеной и доступ в него возможен только с заднего фасада. В опистодоме обычно содержались реликвии, приносимые в дар божеству, в честь которого воздвигался храм. Периптер был основным видом сооружения в дорической архитектуре.

Самым простым и одним из самых ранних типов был так называемый антовый храм (иначе «храм в антах» — «in antis», или «дистиль»). Ант или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен здания, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для карниза. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». Прона́ос (от др.-греч. τὸ προνάον) — пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного храма, прихожая, дословно: предзал.

Вопрос № 1

Архитектура Древней Греции

План:

1.Основные типы древнегреческой архитектуры.

2.Понятие архитектурного ордера. Виды ордеров.

3.Элементы архитектурной ордерной системы.

Анты использовались в качестве несущих конструкций для поддержания крыши (балок крыши) с тем, чтобы основной вес не приходился на стены, возведённые из необожжённого кирпича или как кирпичная кладка на глиняном растворе. Позднее анты превратились в декоративный элемент.

Состав «храма в антах»:

- прямоугольное в плане святилище — целла (наос) без каких бы то ни было проемов с боков и сзади. Передний фасад целлы представляет собой углубление — лоджию, отделенную от основной ее части стеной с центральным проемом.

- Лоджия - «пронаос». По сторонам она ограничена срезами боковых стен, которые и называются антами. Между антами, но переднему фронту целлы, ставились две колонны (отсюда название «дистиль», то есть двоеколонный храм). Завершался антовый храм, как и все другие храмы, антаблементом. Передний и задний его фасады увенчивались фронтонами.

2.Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен в какой-то мере с антовым храмом. Различие в том, что простиль имеет на главном фасаде не две, а четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты.

3.Третий тип храма — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах. Амфипростиль — сравнительно часто встречающийся тип храма.

4.Следующим видом храма является периптер.Пери́птер (от др.-греч. περίπτερος — окруженный колоннами, от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — тип древнегреческого храма в антах, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Чаще всего применялся дорический ордер, колонны в один ряд. Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер). Главное в нем — целла, со всех сторон окруженная колоннами-портиками —птероном. В отличие от амфипростиля, колонны здесь не с двух, а с четырех сторон. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн. Шестиколонный периптер называется гексастильным периптером. Количество колонн на боковых фасадах по отношению к архитектуре классического периода определяется формулой 2п+1, где п — количество колонн на переднем фасаде.

ПСЕВДОПЕРИ́ПТЕР (греч. pseudoperipteros) — тип античного храма, который, в отличие от периптера (храма, окруженного со всех четырех сторон колоннадой), имеет колонны только на переднем фасаде, а на боковых и заднем фасадах — полуколонны или пилястры. Подобная композиция характерна для древнеримской архитектуры. Римляне поднимали свои здания на высокий подиум. В тесноте римской застройки это было необходимо. К главному фасаду такого храма вела широкая лестница, и все внимание архитектора обращалось именно на передний фасад. Характерный пример подобного здания — храм Фортуны Вирилис на "Бычьем Форуме" в Риме..

Вопрос № 2

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, воплощение стоечно-балочной системы, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Виды ордеров:

1.Дори́ческий о́рдер— один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером

Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью.В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель— верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов, отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4.Состоит изэхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.