Назначение и виды административного наказания

Понятие административного правонарушения

Административное право определяет условия и порядок привлечения граждан, юридических лиц, должностных лиц к административной ответственности. Основным источником административного законодательства является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ устанавливает административную ответственность.

К административной ответственности может быть привлечено только такое юридическое или физическое лицо, которое действовало (бездействовало):

противоправно, т.е. совершило деяние, запрещенное конкретной статьей Особенной части КоАП РФ (закона субъекта РФ) под угрозой предусмотренного в той же статье наказания. При этом ответственность за бездействие наступает, когда лицо должно было и могло совершить определенный акт (например, представить налоговую декларацию), но не сделало этого;

виновно, т.е. с осознанием неправильности своего поведения. Если противоправность — объективный критерий административного правонарушения, то виновность — критерий субъективный, поскольку отражает психологическое отношение лица к своему действию (бездействию).

Юридическое лицо признается виновным, если доказано, что оно, во-первых, имело возможность выполнить соответствующее правило или норму (несоблюдение которой запрещено административным законодательством) и, во-вторых, не предприняло всего, что от него зависело.

Понятие вины юридического лица, изложенное в КоАП РФ, очень близко с гражданско-правовой конструкцией этого понятия (ст. 401 ГК РФ).

За одно и то же административное правонарушение к ответственности могут быть привлечены и юридическое лицо, и его руководитель, и другие «управленцы» (главный инженер, главный бухгалтер и др.). Однако необходимо установить вину каждого из них. Так, если член коллегиального органа управления юридического лица голосовал против какого-либо незаконного решения, он не может быть привлечен к административной ответственности.

Возраст, с которого физическое лицо может быть привлечено административной ответственности, — 16 лет,

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права (например, управления транспортным средством, охоты);

6) административный арест. Он назначается на срок до 15 суток (за нарушение режима чрезвычайного положения — до 30 суток);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства (например, за нарушение режима пребывания в нашей стране);

8) дисквалификация, т.е. лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т.п. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;

9) административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и т.д.

При этом наказаниям, предусмотренным в пунктах с 1 по 4, может быть подвергнуто и юридическое, и физическое лицо (должностные лица, включая индивидуальных предпринимателей, и граждане).

Остальные четыре вида наказаний налагаются только на физических лиц, причем такие наказания, как возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест и дисквалификация, может назначать только суд и только в случаях, предусмотренных КоАП РФ.

Отсюда следует, что должностные лица соответствующих органов госуправления вправе применять лишь две меры — предупреждение и штраф (в ряде случаев — и административное выдворение ч. 2 ст. ЗЛО КоАП РФ). Перечень госорганов и их должностных лиц, которые вправе привлекать к административной ответственности, содержится в ст. 22.2 и в гл. 23 КоАП РФ.

Административное наказание налагается в пределах, предусмотренных конкретной статьей Особенной части КоАП РФ (например, штраф от 10 до 20 МРОТ). Причем его назначение не освобождает лицо от обязанности, неисполнение которой и повлекло данную ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ законы субъектов РФ могут устанавливать только два вида административных наказаний — предупреждение и штраф. Остальные шесть являются исключительной прерогативой КоАП РФ.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.

Если же ответственность за одно и то же действие (бездействие) предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение соответствующих дел подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. Иными словами, в данном случае действует принцип поглощения мягкого наказания более строгим.

Этот принцип относится только к основным административным наказаниям — предупреждению, административному штрафу, лишению специального права, предоставленного физическому лицу, административному аресту и дисквалификации.

Что же касается дополнительных наказаний (возмездное изъятие, конфискация орудия или предмета правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации), то они могут быть назначены по каждому из административных правонарушений, совершенных данным лицом.

Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает сроки, по истечении которых ни юридическое, ни физическое лицо нельзя привлечь к административной ответственности. Общий срок давности — два месяца. Для закрытого перечня деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 — нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, об охране окружающей среды, о защите прав потребителей, о рекламе и т.д., — установлен специальный срок давности — один год.

Срок давности исчисляется:

· со дня, когда административное правонарушение было совершено;

· с момента, когда оно было обнаружено. Это касается только длящихся правонарушений (например, грубое нарушение правил ведения бухучета, ст. 15.11 КоАП РФ);

· со дня, когда прекращено уголовное дело или в его возбуждении отказано, если при этом в действиях лица есть признаки административного правонарушения.

Статья 4.6 КоАП РФ определяет единый срок, по прошествии которого лицо не может считаться подвергнутым административному наказанию, — один год с момента, когда был исполнен акт (постановление судьи, должностного лица соответствующего госоргана) о назначении этого наказания. Так, постановление:

о назначении административного штрафа исполняется в момент его уплаты — перечисления суммы штрафа в банк или передачи ее должностному лицу на месте совершения проступка (ст. 32.3 КоАП РФ);

о лишении специального права, дисквалификации считается исполненным в момент истечения срока, на который они были назначены.

Смысл годичного срока заключается в том, что по его истечении новый административный проступок нельзя считать повторным.