Законодательный процесс.
Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ.
Конституционный статус Президента Российской Федерации.
В России институт президента был учрежден по результатам референдума (всенародного голосования), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался тогда Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».
С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется отныне главой 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
Президент России избирается гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах Президента и иные представительные органы государственной власти предоставлено всем гражданам РФ, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащимися в местах лишения свободы по приговору суда. Равенство избирательного права предполагает отсутствие избирательных цензов — государство гарантирует равенство всех граждан независимо от пола, имущественного и должностного положения, отношения к религии и пр. Один гражданин наделен только одним голосом. Тайное голосование означает отсутствие необходимости указывать свою фамилию или иные данные на бюллетени для голосования.
Выборы Президента осуществляются по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию России.
Так как управление государством не только важнейшая, но и ответственная должность, Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
1) ценз гражданства. Кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации. Однако способ приобретения гражданства не имеет юридического значения;
2) ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;
3) возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет. Верхнего предела не предусмотрено.
Президент избирается сроком не четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.
Компетенция Президента РФ.Компетенция Президента РФ выражает его полномочия, совокупность прав и обязанностей, которыми наделен Президент, для выполнения своих функций:
- Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
- Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ;
- Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
- Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;
- Президент РФ представляет Россию внутри государства и за рубежом;
- Президент обладает неприкосновенностью.
В компетенцию Президента входит:
1. Назначение (с согласия Государственной Думы) председателя Правительства, утверждение предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполнительной власти.
2. Право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, обязанности подписания и обнародования федеральных законов, а также другие полномочиями, предоставленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ. Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть. Он принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания.
3. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного суда, назначает федеральных судей, осуществляет помилование. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания. Президент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции. Так выражается взаимодействие Президента с судебной властью.
4. Право назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах предоставлено, Президенту как главе федеративного государства. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. В этом выражается его взаимодействие с субъектами Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. В настоящее время в России существует семь федеральных округов. Центральный федеральный округ, включающий Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области, а также г. Москву. Центром данного федерального округа является г. Москва.
5.Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту. В этом выражаются полномочия Президента в области обороны и безопасности страны.
6.Осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратификационных грамот также входит в компетенцию Президента.
Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает вопросами безопасности и внешней политики государства.
Акты Президента РФ.Свои полномочия Президент реализует через принятие нормативно-правовых актов, он издает указы и распоряжения.
Указы — это решения Президента нормативного характера, т. е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами.
Распоряжения— это акты оперативного характера, имеющие вспомогательное значение, они, как правило, не являются нормативными, однако изредка бывают исключения.
Несмотря на то, что Президент РФ является главой государства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.
Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Конституция предусматривает несколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обычном порядке и досрочно.
В обычном порядка полномочия Президента прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран.
Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае;
1. отставки;
2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3. отрешения от должности.
Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия еще детально не; урегулирована законом. Отрешение Президента от должности I (импичмент) — процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется Уголовным кодексом Российской Федерации.
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Выборы нового Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий предыдущим Президентом.
Федеральное Собрание РФ — представительный орган, осуществляющий законодательную власть в России.
Представительный характер Федерального Собрания означает призвание выражать интересы народа, являясь его представителем в результате проведения свободных выборов.
Как законодательный орган Федеральное Собрание наделено исключительным правом, принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции) юридической силы.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты парламента самостоятельны и независимы по отношению друг к другу. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, т. е. она формируется по результатам всенародных выборов, в Совет же Федерации назначаются по два представителя от каждого субъекта РФ, эти две палаты федерального собрания играют разную роль в законодательном процессе, их заседания проходят раздельно. Существует только три случая, когда палаты заседают совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Компетенция Федерального Собрания парламента складывается из следующих полномочий:
1) принятие законов;
2) утверждение бюджета;
3) контроль за правительством.
Рассмотрим подробнее состав, компетенцию, порядок формирования и внутреннюю организацию Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Государственная Дума имеет следующие полномочия:
- рассмотрение законопроектов и принятие законов;
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; I
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Деятельность Государственной Думы осуществляется на основе Регламента Государственной Думы, утверждаемого постановлением Государственной Думы.
Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов тайным голосованием. Выборными являются также должности первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.
Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю — с 12 января по 20 июня и осеннюю — с 1 сентября — по 25 декабря.
Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседания являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены. Конституция содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1) после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) в случае если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет в доверии;
3) если в течение трех месяцев повторно Государственная Дума выразит недоверие Правительству РФ.
Совет Федерации. Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного и один от исполнительного органа государственной власти. Статус Совета Федерации определяется также Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации », а также Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утверждаемого постановлением Совета Федерации. Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов РФ.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.
Таким образом, состав Совета Федерации обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:
- рассмотрение и одобрение законов, принятых Государственной Думой;
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение от должности Президента РФ;
- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель наделен многочисленными полномочиями: он ведет заседания палат; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; подписывает постановления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации законы; принятые Государственной Думой; выполняет другие функции.
Наряду с Председателем Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного региона. Заместители Председателя имеют право подписывать постановления палаты по поручению Председателя, организуют взаимодействие комитетов и осуществляют другие полномочия.
Комитеты Совета Федерации создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации. Комитеты осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают законопроекты, которые требуется внести в Государственную Думу; решают иные вопросы.
Среди комитетов Совета Федерации можно назвать следующие: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны, по социальной политике, по международным делам; по аграрной политике и др.
Совет Федерации может создавать постоянные и временные комиссии. Постоянной комиссией является Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Она осуществляет контроль за соблюдением Регламента Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1—2 дня ежемесячно. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Основными актами федерального законодательства Российской Федерации являются законы. Поскольку законы обладают высшей юридической силой, они нуждаются в особой процедуре принятия. Рассмотрим основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта;
3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Существуют также и дополнительные стадии (которые могут иметь место в случае возникновения разногласий по поводу принятия того или иного закона):
1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
2) повторное рассмотрение парламентом законов, отклоненных Президентом РФ.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные стадии законодательного процесса.
Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива. Это право внесения в Государственную Думу законопроекта. Таким правом обладают: Президент РФ; Совет Федерации и его члены; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ.
Следующая стадия — предварительное рассмотрение законопроекта. На этой стадии проект закона направляется в Государственную Думу, назначается ответственный комитет, законопроект проходит экспертизу и, наконец, направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой осуществляются в трех чтениях.
В первом чтении обсуждается концепция закона, дается оценка его актуальности и практической значимости, а также соответствия Конституции РФ.
Во втором чтении обсуждаются поступившие поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Совет Государственной Думы.
Совет Государственной Думы назначает третье чтение для голосования в целях принятия проекта в качестве закона. В случае отклонения проекта он возвращается в ответственный комитет для доработки.
Для принятия Федерального закона требуется, чтобы «за» проголосовало большинство от общего числа депутатов. Для принятия Федерального Конституционного закона требуется одобрение не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.
Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для одобрения.
Поступивший из Государственной Думы в Совет Федерации закон направляется в ответственный комитет Совета Федерации для подготовки заключения по данному закону. На этой стадии принимается решение отклонить или одобрить закон.
Так же как и Государственной Думе, Совету Федерации необходимо одобрение большинства членов для принятия Федерального закона, но для принятия Федерального Конституционного закона необходимо три четверти голосов парламентариев,
Отклоненный закон направляется на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Для преодоления возникших разногласий может быть создана согласительная комиссия, состоящая из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Президент в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его. Однако Президент имеет право вето, т. е. право отклонить закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.
Парламент может преодолеть вето Президента, повторно приняв закон в прежней редакции. В этом случае Президент подписывает закон в течение семи дней. На Федеральные Конституционные законы Президент не имеет права вето.