Многопартийность. Основы правового статуса общественных объединений.

Основные принципы конституционного строя России. РФ демократическое, правовое, федеративное, суверенное и светское государство в форме республики.

Общая характеристика основ российского конституционного строя

Конституционный строй (в узком смысле) — это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Конституционный строй (в широком смысле) — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих но поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера — основы конституционного строя.

Основы конституционного строя — это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

1. Человек, его права и свободы — высшая ценность.Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная система общественных отношений. Содержание данного принципа раскрывается в главе 2 Конституции РФ, при этом установленный в этой главе перечень прав и свобод не является исчерпывающим, т. е. здесь перечислены наиболее важные права и свободы и не отрицаются другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

2. Принцип демократизма и суверенитета народа.Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Россия является демократическим государством. Демократиянародовластие— такая форма правления, которая соответствует воле народа государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ может осуществлять свою власть непосредственно и через представителей. Формами непосредственной демократии являются выборы и референдум. Референдумэто процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значение), а выборыэто процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти. Вместе с тем если бы государство функционировало только в форме принятия гражданами решений государственного и общественного значения, то его деятельность была бы малоэффективна. Осуществление власти — это специфическая деятельность, требующая высокого профессионализма и специальных знаний. Поэтому большую часть своих публично-властных полномочий граждане передают органам публичной власти, в том числе и избираемым ими (гражданами) представительным органам публичной власти.

3. Принцип государственного суверенитета. Государственный суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости в международных отношениях. Суверенитет России закрепляется в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:

1) Верховенство государственной власти внутри ее границ — Решения государственных органов обязательны для всех.

2) Независимость от других государств, учреждений, международных организаций.

3) Единство государственной власти — суверенитет не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам. Отсюда требования республик и наций быть независимыми — несостоятельны. Ограничить свой суверенитет может только само государство.

4) Неприкосновенность государственных границ и его территориальной целостности.

4. Принцип федерализма. Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Принцип федерализма означает равенство всех субъектов, входящих в состав федерации.

Республиканская форма правления. Различают две формы правления: монархию и республику. Российская Федерация является республикой и существует в смешанной форме, которая присуща всем постсоциалистическим республикам. Так, характерными чертами смешанной республики являются:

1. Двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом

2. Президент и парламент избираются народом.

3. Глава государства президент.

4. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

5. Правовое государство. Этот принцип означает стремление Российской Федерации к построению правового государства в его современном понимании.

6. Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ и означает проведение государством политики, направленной на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Значение принципа социального государства в том что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов) сглаживанию негативного фона от имеющегося в обществе социального расслоения. Основные направления государственной социальной политики следующие: охрана труда для здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

7. Светское государство. Существуют светские и клерикальные государства. Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Это государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной, что предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Россию светским государством. Этот принцип означает: отделение церкви от государства, т. е. религиозные объединения не выполняют функции органов государственной власти, не участвуют в выборах в органы государственной власти, а деятельность государства и местного самоуправления не сопровождается религиозными обрядами; отделение школы от церкви, но при этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения; невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип обеспечивает свободу вероисповедания; равенство религиозных объединений перед законом,

8. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей необходим, во-первых, потому, что в государстве следует осуществлять три функции: принятие законов, исполнение этих законов, осуществление правосудия в виде наказания за нарушение этих законов. Во-вторых, в целях обеспечения демократии власть не должна быть сосредоточена в одних руках, поскольку обладатель власти может ею злоупотреблять, проявлять склонность к произволу. Важным также является тот факт, что эти три независимые ветви власти могут контролировать друг друга: сдерживать поползновения к усилению власти, уравновешивать. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе следующего разделения; законодательная власть принимает законы, исполнительная — исполняет принимаемые законодательной властью законы, а судебная — осуществляет правосудие, т. е. рассматривает и разрешает конкретные споры. Решения суда не могут быть отменены ни органами законодательной, ни органами исполнительной власти. Соответственно законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием, исполнительная — Правительством, а судебная — независимыми судебными органами. Президент Российской Федерации занимает особое положение в системе разделения властей. Согласно ч. 1. ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой же статьи закрепляет, что Президент обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование всех органов государственной власти.

9. Экономическая свобода. Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве. Это новый принцип, который не существовал в прежних конституциях советского периода. В ст. 8 конкретизировано понятие принципа экономической свободы: единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции; свобода экономической деятельности; многообразие и равная защита форм собственности. Конституция РФ выделяет три формы собственности: частную, государственную и муниципальную, однако она также допускает «иные формы собственности».

10. Идеологическое и политическое многообразие. Идеология — это система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество10. Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Однако декларирование принципа идеологического многообразия было продиктовано временем, когда наша страна вступила в новый этап преобразования и всевозможными способами старалась забыть свое социалистическое прошлое и коммунистические идеалы. Это было время, когда определенная часть общества отвергала марксистско-ленинскую идеологию, при этом не была готова предложить обществу конструктивных идей. Государство как политическая система организации общества не может нормально развиваться и укрепляться бел национальной (государственной) идеологии. В этой связи следует заметить, что ее разработкой заняты многие ученые-философы, правоведы уже не один год, однако результаты их усилий пока весьма скромны. Принцип политического многообразия, или многопартийностиозначает свободу в образовании и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, они выражают волю населения или отдельных его групп (слоев). Принцип многопартийности не допускает существования одной или ограниченного числа партий и запрещение других. Невозможно также объявление одной из партий руководящей.

Для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры функционировали на четкой правовой основе.

В ст. 13 Конституции Российской федерации (ст. 13) признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В тоже время Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Он проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

Правовой статус политических партий, других общественных объединений и массовых движений выражается в наличии всех необходимых прав и несении соответствующих их компетенции юридически закрепленных обязанностей. Особое место среди общественных объединений занимают парии. Они являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. В демократическом обществе действует принцип многопартийности. Социальной основой многопартийности является само общество, которое состоит из различных социальных слоев и групп, интересы которых противоречивы. Сложная социальная структура общества в демократическом государстве ведет к образованию различных политических партий. Многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием внемконкурирующих группировок. Они борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах. Политические партии имеют свои программы. Они вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации. В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание фракций политических партий.


Тема 6: Основы правового статуса человека.

Основные вопросы:

1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы

2. Гражданство Российской федерации

3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина