Сущность и юридические свойства Конституции.

Содержание

Тема 1. Право: понятие, нормы, отрасли...................................................................................7

  1. Понятие права, его признаки………………………………...…………………………....7
  2. Принципы и функции права………………………………………………………...…….8
  3. Норма права, ее структура…………………………………………………...…...………11
  4. Формы (источники) права…………………………………………………...……...…....13
  5. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества…………………………………………………………………………………...16
  6. Отрасли права: понятие и система……………………………………………...……….19

Тема 2. Общество и государство……………………………………………….................22

  1. Понятие государства, его признаки и функции…………………………...……………22
  2. Типы и формы государства…………………………………………..………....................24
  3. Государство и гражданское общество…………………………………..………………27
  4. Понятие и признаки правового государства………………………………….....................28

Тема 3. Правоотношения и их участники…………………………………...………….29

1. Понятие и состав правоотношения……………………………………………………...29

2. Участники (субъекты) правоотношений…………………………………………….….30

3. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность………….31

4. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды…………………..33

5. Юридические факты как основания возникновения, изменения и

прекращения правовых отношений……………………………….……………………..35

Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность……………....................37

  1. Понятие, признаки и состав правонарушения…………………………………….……..37
  2. Виды правонарушений……………………………………………………………...….....39
  3. Субъект, объект, объективная, субъективная стороны правонарушения……….....….41
  4. Понятия, основные признаки и виды юридической ответственности……….…….43

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации…...….....…...47

  1. Общая характеристика основ российского конституционного строя………….……...47
  2. Основные принципы конституционного строя России. РФ

демократическое, право вое, федеративное, суверенное и светское

государство в форме республики…................................................................................48

  1. Многопартийность. Основы правового статуса общественных объединений…...…...53

 

Тема 6. Основы правового статуса человека……………………...………………..…...55

  1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы…………..55
  2. Гражданство Российской федерации………………………………………………….…56
  3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина…………....60

Тема 7. Федеративное устройство России…………………………………..…………...63

  1. Принципы российского федерализма……………………………………………………63
  2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации……………………….……………………….………65

  1. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации……….………66

Тема 8. Система государственных органов в РФ………………………….……….. .71

  1. Понятие и виды государственных органов……………………………………….……...71
  2. Конституционный статус Президента Российской Федерации………………….……..74
  3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ……….……..79
  4. Законодательный процесс………………………………………………………...………84
  5. Система федеральной исполнительной власти……………………………….....……....86
  6. Судебная система Российской Федерации………………………………………………88
  7. Организация местного самоуправления…………………………………………………90

Тема 9. Основы гражданского права…………………………………...……….………..93

  1. Понятие и предмет гражданского права………………………………………………94
  2. Принципы гражданского права……………………………………….……..........……...94
  3. Система гражданского права……………………………………...……..………...…......95
  4. Источники гражданского права…………………………………...…………..…….........96
  5. Понятие и виды гражданских правоотношений…………………...……..……...……...97
  6. Субъекты гражданского правоотношения…………………………………….…………98
  7. Объект гражданского правоотношения…………………………………………….……99
  8. Основания гражданских правоотношений………………………..…………..…...…….99
  9. Правоспособность и дееспособность граждан……………………………..……..……100
  10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина……………………………………………………………………………......101
  11. Опека и попечительство…………………………………………………….…………...102
  12. Признаки, индивидуализирующие гражданина………………………………………..103
  13. Безвестное отсутствие………………………………………..…………....…………….105
  14. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно

отсутствующим или умершим………………..………………….……………………..106

  1. Понятие и признаки юридического лица……………………………………………….107
  2. Индивидуализация юридического лица………………………………………………...108
  3. Правоспособность и дееспособность юридического лица…………………………….109
  4. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы………......110
  5. Прекращение деятельности юридических лиц………………………………..……….111
  6. Классификация юридических лиц………………………………………........................112
  7. Понятие и сроки исковой давности…………………………………………...…..…….113
  8. Порядок исчисления сроков исковой давности……………………………..................115
  9. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности....................116
  10. Понятие и содержание права собственности………………………………..….….......117
  11. Сделки. Представительство и доверенность…………………………...........................120
  12. Обязательства в гражданском праве…………………………………………..….…….128
  13. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора…….…..……....130

Тема 10. Основы трудового права ……………………………………………………….....134

  1. Понятие трудового права………………………………………………...………...……134
  2. Трудовой договор и его содержание……………………………………………...…….135
  3. Испытание при приеме на работу………………………………………..……….…….137
  4. Срок действия трудового договора……………………………………………...…..….139
  5. Совместительство и совмещение……………………………………………...……....140
  6. Порядок заключения трудового договора……………………………………..….……141
  7. Медицинское освидетельствование и медицинские осмотры…………….…….….....144
  8. Рабочее время…………………………………………………………….…….…….…..145
  9. Переводы на другую работу………………………………………………..……….….149
  10. Прекращение трудового договора……………………...………………….………...….152

Тема 11. Основы семейного права………………………………………..………...........................158

  1. Семейное право: понятие, источники………………………………….………………..…….....158
  2. Понятие брака. Регистрация (заключение) и прекращение брака………….....……...159
  3. Личные и имущественные правоотношения между супругами………………...….…161
  4. Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми…..….….163
  5. Алиментные права и обязанности родителей, детей и других членов семьи……….166

Тема 12. Основы Административного права……………………………………...…...172

  1. Понятие административного нарушения…………...………………………….………172
  2. Назначение и виды административного наказания…………...……………….………173
  3. Виды правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность……………………………………………………………….………….176
  4. Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности……..177
  5. Возбуждение дел об административной ответственности…………………………….178

Тема 13.Основы уголовного права……..…………………………………………………..………..….183

  1. Понятие, предмет, задачи и система уголовного права…………………………………………....……183
  2. Принципы уголовного права……………………………………………………………185
  3. Взаимодействие уголовного права с другими отраслями права…………………..….186
  4. Понятие и признаки преступления……………………………….................................187
  5. Состав преступления: понятие и признаки…………………………………………..…189
  6. Понятие, основание и формы реализации уголовной ответственности……….....…..193
  7. Понятие, признаки и виды уголовного наказания…………………………….…...….194
  8. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и

противоправность деяния………………………….…………………………….......….197

Тема 14. Основы финансового права…………………………………………………..….198

  1. Финансы и финансовая деятельность государства……………………………………....198
  2. Правовое регулирование финансового контроля…………………….…………....…..204
  3. Бюджетное право…………………………………………………………...……….……206
  4. Налоговое право………………………………………………………………............................211

Тема 15. Основы экологического права………………………………………...……….216

  1. Основные проблемы экологического права…………………………………………….216
  2. Система законодательства в области использования и охраны природной среды......218
  3. Основные принципы экологического права…………………………………………...219

Тема 1: Право: понятие, нормы, отрасли

Основные вопросы:

1. Понятие права, его признаки

2.Принципы и функции права

3.Норма права, ее структура

4.Формы (источники) права

5. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства общества

6.Отрасли права: понятие и система

1. Понятие права, его признаки

Общество и государство могут нормально функционировать при условии упорядоченности общественных отношений. Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения и деятельности людей и их объединений играет право.

Право –это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, создаваемых и обеспеченных государством, направленных на урегулирование общественных отношений1.

Сущность права проявляется в следующих признаках:

· системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм;

· нормативность, заключающаяся в том, что право представлено нормами – правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений; нормативность означает, что правовому регулированию подлежат наиболее типичные отношения;

· формальная определенность, заключающаяся в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены и находят внешнее отражение в нормативно-правовых актах;

· институциональность, правотворчество осуществляют строго определенные органы государства или этот процесс протекает под их контролем, например, референдум;

· государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связаны с государственной деятельностью.

Следует иметь в виду, что в юридической науке понятие «право» используется в двух значениях:

а) объективное право, или право в объективном смысле, т.е. как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм; устанавливаемых и обеспечиваемых государством;

б) субъективно право, или право в субъективном смысле – это право принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности на определенную вещь).

2. Принципы и функции права.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

В зависимости от сферы распространения выделяются общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относятся:

принцип справедливости – находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требование реального соответствия между положением различных индивидов и их значимость в обществе, между трудом и вознаграждением.

принцип юридического равенства перед законом и судом – выражается в том, что все граждане не зависимо от национальности, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом;

принцип гуманизма – заключается в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности;

принцип демократизма – проявляется в широком участии представителей населения, общественных объединений, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства, в образовании и деятельности правоохранительных органов;

принцип единства прав и обязанностей – выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом;

принцип сочетания убеждения и принуждения;

принцип законности заключается в осуществлении всех форм государственной деятельности, функционирования гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами человека.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

Межотраслевые принципы - принципы, характерны для некоторых отраслей права. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, принцип независимости судей и подчинение их только закону и др.

Отраслевые принципы – принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости – в трудовом праве, принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве и т.п.). Понятие «функции права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения1.

Таким образом, функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и национальным назначением права в жизни общества.

Функции права можно рассматривать соответственно статусу права в обществе, который характеризуется в двух тесно связанных измерениях – общесоциальном,где право рассматривается как явление, оказывающее широкое неформальное влияние на весь комплекс общественных отношений, и собственно юридическом, в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему юридических средств.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения. А значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую (право закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения и пр.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и т.п.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов),коммуникативную (выступает способом связи между субъектом и объектом управления) и др.

Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции – направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные юридические средства. Существует две основные собственно юридические функции права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: фиксировать субъектный состав правовых отношений; определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которым нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений1.

Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности: регулятивную динамическую (заключается в обслуживании средствами права тех или иных социальных процессов, обеспечении активного поведения тех или иных субъектов) и регулятивно статистическую (реализующую ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей).

Содержание охранительной функции заключается в правовом воздействии, нацеленном на охрану общезначимых, наиболее важных, экономических, политических, национальных личных отношений, внесение явлений, чуждых обществу.

3. Норма права, ее структура.

Норма права - это первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы. Норме права присущи все общие черты социальных норм. Вместе с тем она обладает своими специфическими признаками:

Во-первых, норма права - единственная в ряду социальных норм, которая или непосредственно исходит от государства в лице своих органов, или общества в порядке проведения референдумов, или одобряется, санкционируется государством. То есть, норма права является официальным выражением государственной воли.

Во-вторых, норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) определяет границы возможного и должного поведения субъектов; б) является обязательным для всех, к кому она адресована; в) носит общий характер, рассчитана не на отдельные разовые отношения, не на конкретных лиц, а на множество отношений определённого вида и субъектов, подпадающих под условия её действия.

В-третьих, норма права отличается от других социальных норм формальной определённостью, которая проявляется в чётком и определённом описании обстоятельств, на которые она распространяется, в содержании и объёме прав и обязанностей субъектов правоотношений, в чётких указаниях на последствия их нарушения. Формальная определённость связана также с тем, что любая норма права закреплена в официальном документе - нормативно-правовом акте.

В-третьих, норма права отличается от других социальных норм формальной определённостью, которая проявляется в чётком и определённом описании обстоятельств, на которые она распространяется, в содержании и объёме прав и обязанностей субъектов правоотношений, в чётких указаниях на последствия их нарушения. Формальная определённость связана также с тем, что любая норма права закреплена в официальном документе - нормативно-правовом акте.

В-четвёртых, норма права выступает регулятором общественных отношений, которые проявляются в поведении и в действиях людей. Правовая норма, определяя поведение людей, регулирует их деятельность посредством предоставления им субъективных прав или возложения на них юридических обязанностей.

В-пятых, норма права поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства. Это наиболее специфическое свойство (признак) нормы права.

Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие норму права, можно дать её определение: Норма права - это установленное или санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определённое правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Норма права имеет собственную структуру. Структура нормы права - это способ взаимосвязи её элементов. В структуру нормы права водят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза указывает на конкретное жизненное обстоятельство (условие), при наличии или отсутствии которых данная норма вступает в действие. В зависимости от количества условий, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые (одно условие) и сложные (два и более условий). Гипотезу, которая связывает действие нормы права с одним из нескольких перечисленных в ней условий, называют альтернативной.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Диспозиция является главным элементом, сердцевиной нормы права. В зависимости от способа изложения диспозиция может быть простая (называет вариант поведения, но не раскрывает его), ссылочная (не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме этого же нормативно-правового акта), бланкетная (для ознакомления с правилом поведения отсылает к другому нормативному акту). В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции нормы права. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно-определённые (точно указывает размер неблагоприятных последствий), относительно-определённые (границы неблагоприятных последствий указаны от минимальной до максимальной, или указан только лишь верхний предел), альтернативные (перечислены несколько видов неблагоприятных последствий через союзы «или», «либо»).

4. Формы (источники) права.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне. Источник права - это истоки формирования права, система факторов, определяющих его содержание и формы выражения.

Принято выделять источники права в материальном, идеальном и юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.д. Под источником права в идеальном смысле понимают правовые доктрины и учения, правовое сознание. Когда речь идёт об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. В данном случае источник права и форма права совпадают по своему содержанию. Иными словами, под источником права в юридическом смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Различают следующие основные формы права:

Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения. Санкционирование обычаев осуществляется путём фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных, вынесения на их основе решений государственными органами либо путём отсылки законов к обычаям. Так, например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Юридический прецедент -судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится общеобязательным при решении аналогичных дел. Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в странах англосаксонской правовой семьи - Англии, США, Канаде и др.

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-родового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера - нормы. К числу нормативных относятся Федеративный договор (о создании федерации), коллективные договоры администрации предприятия и профсоюзов и др.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным органом государства и содержащий правовые нормы. Например, конституции, законы, кодексы и др.

Нормативно-правовые акты обладают рядом характерных признаков:

- представляют собой результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

- содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);

- содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

- принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

- имеют строго определённую документальную форму (закон, указ).

- направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений;

- рассчитаны на постоянное либо длительное действие;

- адресуются либо ко всем, либо к неопределённо числу субъектов;

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

а) нормативные акты государственных органов;

б) нормативные акты общественных объединений;

в) совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

г) нормативные акты, принятые в порядке референдума;

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

а) общефедеральные;

б) акты субъектов Федерации;

в) акты органов местного самоуправления;

г) локальные акты;

В зависимости от срока действия различают:

а) акты неопределённо длительного действия;

б) временные акты;

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на:

а) законы;

б) подзаконные акты;

5. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества.

Закон — нормативный правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти либо на референдуме, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов РФ. Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать

Федеральный закон — это нормативный правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральными конституционными законами. Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено в ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения последнего, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ст. 76).

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции, другим законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения их в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта — народа соответствующего государства, В Конституции Российской Федерации провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

· закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;

· определяет принципы организации государственной власти, т.е. систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;

· устанавливает территориальное устройство государства;

· регулирует экономическую и социальную деятельность государства.

Конституция — не только нормативный правовой, но и политический акт, поскольку она закрепляет господство определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Конституции РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13).

Конституция имеет особые юридические свойства:

· верховенство основного закона (ч. 2 ст. 4). Обладая свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и на республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные конституции;

· высшая юридическая сила (ст. 15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативный правовой акт, противоречащий Конституции, подлежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию;

· прямое действие (ст. 15). Если возникает коллизия между Конституцией и иной правовой нормой, действует Конституция. Любой гражданин, требуя защиты своих прав и свобод, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должны соблюдать нормы Конституции независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.;

· ядро правовой системы, база для развития законодательства. Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные конституционные законы, иные нормативные акты должны быть приняты в развитие конституционных положений. В частности, ч. 2 ст. 5 Конституции РФ предусматривает, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство;

· стабильность. Предусмотрен особый, сложный порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (гл. 9);

· особая правовая охрана, не свойственная никакому другому Нормативному правовому акту. В Российской Федерации соблюдение Конституции — одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ — особый орган судебной власти, разрешающий дела о соответствии Конституции всех остальных нормативных актов; о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (ст. 125).

6. Отрасли права: понятие и система.

Юридические нормы, составляющие право, несмотря на все их различия, тесно взаимосвязаны, согласованы и образуют единую систему. Система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определённые части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, трудовыми, семейными и др. Каждый вид данных отношений регулируется строго определённой группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придаёт системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих всё разнообразие определённого рода общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права (подотрасли права, правового института) отрасль, не порывая системной связи, обладает относительной автономией: способна к самостоятельному функционированию в общей системе права.

Отрасль права - это относительно самостоятельная часть системы права, состоящая из правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права.

В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определённый характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом трудового права; семейные - семейно-брачного права.

Однако по одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы права на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского и административного права, но осуществляется это регулирование разными методами. Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-юридическим.

Метод правового регулирования - это совокупность юридических приёмов, способов воздействия права на определённую область общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

- императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях (характерен для административного, уголовно-исполнительного права);

- диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (применяется в отраслях частного права: гражданского, трудового, семейного);

- поощрительный - метод вознаграждения за определённое заслуженное поведение (свойственен трудовому и административному праву);

- рекомендательный - метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства (применяется в сельскохозяйственном праве);

Система права современного общества включает в себя следующие основные отрасли:

отрасли материального права (государственное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное и т.д.); отрасли процессуального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, арбитражно-процессуальное право).


Тема 2: Общество и государство.

Основные вопросы:

1. Понятие государства, его признаки и функции

2. Типы и формы государства

3. Государство и гражданское общество

4. Понятие и признаки правового государства