Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.

НОРМОТВОРЧЕСТВО, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Нормотворчество есть форма государственной деятельности направленная на создание правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения.

Главное для нормотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. По сути, нормотворчество — это возведение государственной воли в закон. Нормотворчество охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных актов.

Нормотворчество современных цивилизованных государств осуществляется на базе 7 основных принципов:

1. Демократизм. Это принцип проявляется в установлении подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов. Это обеспечивает участие депутатов, широких слоев общественности, учет общественного мнения.

2. Законность означает строгое соблюдение соответствия конституции страны, соблюдение распределения компетенции между федерацией и субъектами (федеральные законы может принимать только Федеральное Собрание), соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования, новых нормативно-правовых актов.

3. Гуманизм предполагает направленность нормотворчества на обеспечение и защиту прав и свобод личности.

4. Научный характерозначает использование достижений современной науки и техники, к подготовке проектов привлекаются научно-исследовательские коллективы и эксперты.

5. Профессионализм— участие в разработке законопроектов квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку и высокую квалификацию в соответствующей отрасли.

7. Техническое совершенство принимаемых актовпредполагает применение апробированных юридической практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, обязательное соблюдение законодательных требований.

В РФ существует три основных формы нормотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума, заключения различного рода соглашений (содержащих нормы права).

Первая форма наиболее распространена в РФ. Правом издания нормативных актов обладают: высшие представительные органы страны, представительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. К числу нормотворческих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства, аналогичные органы субъектов РФ и административно-территориальных образований.

Нормотворческими полномочиями в пределах своей компетенции обладают администрации предприятий и учреждений.

Полномочия в нормотворческой области определяются Конституцией РФ и иными законами. Федеральное Собрание принимает федеральные законы; представительные органы субъектов — законы, действующие на территории данного субъекта; Президент РФ и председатель Правительства РФ — указы и постановления, действующие на всей территории страны и отнесенные Конституцией к ведению федеральных органов власти или совместного ведения с субъектами РФ. Министерства, государственные комитеты и ведомства издают приказы и инструкции в пределах своих полномочий определенных законами. На уровне субъектов РФ органами власти принимаются нормативные акты в пределах их полномочий. Местные представительные органы принимают акты в пределах своих полномочий. Наконец администрации предприятий и учреждений издают локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри их подразделений.

Референдум — это принятие законов путем всенародного голосования. Конституция РФ 1993г принималась на референдуме. Согласно ст5 Конституции наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на референдум.

Нормативные соглашения, содержащие правовые предписания все шире используются в общественной практике. Пример — Федеративный Договор, содержащий нормы разграничения полномочий между федерацией и субъектами. Существует еще форма коллективного договора. В зависимости от сферы регулирования это может быть коллективный договор о тарифах, трудовой коллективный договор и т.д.

Процесс нормотворчества состоит из этапов: подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Под юридической техникой понимают систему правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих доступность и простоту материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От юридической техники во многом зависит совершенство законодательства. К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования: логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий внутри акта и в системе законодательства, максимальная компактность изложения при всестороннем охвате, ясность и доступность языка, точность и определенность формулировок, сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнение правовых актов.

Для нормативных актов характерны единые формальные, унифицированные реквизиты, стереотипы, заранее установленные структурные (место издания, дата, наименование нормативного акта, подписи, порядковые номера и т.д.). Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части, может быть, преамбула и приложения. В качестве обязательного компонента в нормативном акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающиеся его соблюдение, мера ответственности за нарушение. В случае необходимости наряду с проектом готовиться постановление о порядке введения закона в действие.

 

3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Источниками права являются правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативно-правовой акт.

Первые играют вспомогательную роль. Основным источником права является нормативно-правовой акт. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Нормативно-правовой акт — официальный акт нормотворчества, в котором содержится норма права. В отличие от других источников права нормативно-правовой акт обладает признаками:

1. Создается в результате нормотворческой деятельности компетентных органов государства или референдумом.

2. В нормативно-правовых актах содержаться только нормы права, т.е. правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому они отличаются от индивидуальных правовых актов, которые источником права не являются (он рассчитан на одноразовое применение и конкретных субъектов — принятие на работу).

3. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, которые имеют обязательные атрибуты (название — указ, или закон или др.; название органа принявшего его.

4. В нормативно-правовых актах нормы права группируются по разделам, главам, статьям.

Действие различных нормативно-правовых актов зависит от его юридической силы, содержания, объему и характеру действия, субъектам их издающим.

· По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Акты вышестоящих нормотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем нижестоящих.

· По содержанию различают акты по отраслям права — семейное, уголовное, трудовое законодательство.

· По объему и характеру действия различаются: акты общего действия охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц на данной территории; акты исключительного действия — они вступают в действие при определенных обстоятельствах.

· По основным субъектам государственного нормотворчества акты делятся на: акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Наиболее характерный источник права для РФ — нормативный акты, которые подразделяются на законы и подзаконные акты. Ведущее место занимают законы, подзаконные акты издаются на основе законов (поэтому так называются).

Среди нормативных актов различают:

1. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к. определяет организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. Конституция служит юридической базой для всего действующего законодательства (которое не может ей противоречить).

2. Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. Законы делятся на конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или указанные в Конституции) и обыкновенные. Обыкновенные в свою очередь делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы законодательства РФ и кодексы (закон кодификационного характера, в котором объединены законы одной отрасли). Различаются законы федеральные (принятые верховным законодательным органом РФ) и законы субъектов РФ —в случае их расхождения, действует федеральный закон.

3. Среди подзаконных актов различаются указы Президента РФ, постановления высших органов власти, акты центральных органов государственного управления (все они не могут противоречить Конституции и законам). Такие же подзаконные акты могут приниматься на уровне субъекта федерации и органами местного самоуправления.

Закон среди всех нормативно-правовых актов обладают верховной властью, ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования, он должен соответствовать законам, и не может им противоречить.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории страны. Обыкновенные законы действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные ограниченные сферы общественной жизни. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов. Действие подзаконных актов зависит от того, какими органами они приняты, различаются: общие подзаконные акты - акты президента и правительства РФ; местные подзаконные акты - акты исполнительной власти местного самоуправления; ведомственные нормативно-правовые акты — акты министерств, ведомств; внутриорганизационные подзаконные акты — это акты, которые издаются различными организациями для регламентации внутренних отношений и распространяются только на членов этой организации.

Систематизация законодательства преследует цель — упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия в правовых нормах, они группируются, сводятся в кодексы, собрание законодательства. В настоящее время используются три основных формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация:

· Кодификация — это деятельность по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта. Кодификационные акты по своему содержанию подразделяются на три вида: основы законодательства, кодексы, уставы и положения.

· Инкорпорация — это объединение в сборники действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке. Она означает внешнюю обработку нормативно-правовых актов, которые располагаются в алфавитном порядке, или хронологически, или предметно.

· Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений. Она содержит черты кодификации и инкорпорации.