ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, анализ качественного состояния журналистской этики в переходном социуме, каким сейчас является пореформенная Россия, а также экспертиза ведущих мотивов профессиональной трансформации масс-медийного этоса, позволяют сделать главный вывод: социально-воспроизводственная роль прессы в отношении общественной, групповой, индивидуальной морали заметно возрастает в условиях перехода из информационного режима в информационный рынок. В этой ситуации профессионально-этические нормы журналистской работы превращаются в существенный фактор политической, экономической и культурной жизнедеятельности российских граждан, тесно связанный с необходимостью социальной их адаптации как в Центре, так и на Периферии к новым формам общественного устройства.

В принципе не только диктатура закона, как принято сейчас утверждать, но и диктатура высокой морали, особенно в обществе традиционного типа, характерного для российского менталитета, является одним из базисных условий его устойчивого самосохранения и цивилизованного развития. Нравственные ценности служат основой для гармонизации социальных отношений, установления и поддержания стабильной общественной атмосферы, необходимой для позитивных эволюционных изменений в различных сферах жизнедеятельности людского сообщества.

Сознавая свою роль - производителя и ретранслятора вербально-визуальных образцов морали, предназначенных для массового тиражирования , - современная пресса стремится функционально соответствовать поступательному движению нравственного прогресса, в целом утверждая примат добра над злом. Несмотря на активно происходящую в рыночных условиях коммерциализацию информационно-вещательной деятельности, единый профессиональный этос у российских журналистов все-таки существует, причем не в абстрактном, а в конкретном плане.

В реальной журналистской практике действует стандартный набор неформальных и некодифицированных норм и правил, принимаемых непосредственно в самих творческих коллективах (редакциях, телерадиокомпаниях, информационных и рекламных агентствах). Расширяется свод этических документов, регламентирующих деятельность отечественных средств массовой информации. В последние годы к Кодексу профессиональной этики российского журналиста (1994 г.) добавились декларация московской Хартии журналистов (1994 г.), декларация российской Хартии телерадиовещателей (1998 г.) и декларация российской Гильдии судебных репортеров (2001 г.), что благотворно влияет на процесс санации и гармонизации информационной среды в стране.

Под воздействием кардинальных политических, экономических, социальных перемен в России осуществляется корректировка нравственных принципов журналистской деятельности, что находит свое отражение в современных теориях прессы. В частности, меняется соотношение общечеловеческого, классового и профессионального в журналистской морали, происходят структурно-функциональные мутации профессиональной и служебной этики информационно-вещательной деятельности, связанные с фактической неопределенностью в переходном обществе фундаментальных основ человеческого бытия.

В недавнем прошлом приоритет в части этической регуляции журналистской работы принадлежал системе идеологического контроля вышестоящих органов партийно-советской власти, чьими изданиями прежде всего являлись средства массовой информации ( контроль «извне» ). В сегодняшнем настоящем основным гарантом нравственного поведения масс-медиа становится, в первую очередь, самоконтроль творческого коллектива (редакции, телерадиокомпании, информационного или рекламного агентства) и отдельного журналиста в границах собственной деятельности ( контроль «изнутри» ).

Все это неизбежно приводит к созданию в отечественной медиасреде системы этического самоконтроля, в связи с чем в рамках Союза журналистов России образуются органы общественного надзора за соблюдением работниками средств массовой информации положений (требований) Кодекса профессиональной этики российского журналиста. Таковыми органами в нашей стране с недавних пор являются:

  • во-первых, Совет по профессиональной этике Союза журналистов России;
  • во-вторых, Советы по профессиональной этике республиканских (в составе Российской Федерации), краевых, областных журналистских союзов, Союзов журналистов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Аналогичный Совет по профессиональной этике создан в 2003 году и при Союзе журналистов Республики Мордовии на его очередном съезде. Руководствуются названные органы специально принятым на съезде журналистов Российской Федерации «Положением о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста».

Помимо упомянутых советов по этике, Федеративный Совет Союза журналистов России учредил Большое Жюри СЖР, исходя из того, что любые попытки установления норм и руководящих принципов профессии должны исходить от самих журналистов и формироваться с учетом мирового и отечественного опыта, совершенствуясь по мере развития цивилизованных, справедливых и честных отношений в сфере массовой информации. Согласно принятому съездом «Положению о Большом Жюри Союза журналистов России», оно является корпоративным институтом гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей.

В общем, серьезные намерения по наведению надлежащего этического порядка в отечественной медиа-сфере уже обозначены, а потенциально реализующие их организационно-содержательные меры конкретно предприняты в начале ХХI века самим журналистским сообществом. Дело остается за ответной реакцией общества в целом и, прежде всего, государства, которое должно быть заинтересовано в формировании и проведении грамотно выстроенной и умело реализуемой информационной политики, нацеленной на социальный, политический, экономический, нравственный прогресс во всех сферах общественной жизни.

К сожалению, приходится констатировать, что подобной государственной информационной политики сегодня ни в Центре, ни на Периферии еще не существует, хотя соответствующие государственные службы и работающие в них чиновники имеются в немалом количестве. И если говорить в обобщенном виде, то с их стороны сейчас проглядывают, в основном, неумелые попытки такую профильную политику осуществлять, которые не идут дальше стихийных импровизаций, преследующих, как правило, две тактические, обычно увязанные с выборными кампаниями, цели:

  • еще сильнее «прикормить» лояльные к правящей политической группировке периодические издания и телевизионные и радиовещательные каналы (субсидировать дотациями из госбюджета, устанавливать налоговые льготы, снижать арендную плату за помещения, уменьшать тарифы на телефонную и иную связь и т. д.);
  • еще больше «притеснить» оппозиционные правящей политической группировке средства массовой информации (отлучить от издания в местных типографиях, «задушить» всевозможными налогами, затревожить судебными исками и т. д.).

Названных целей гораздо успешнее удается достигнуть не на столичном, а на региональном уровне, в силу меньшей (легко объяснимой!) дистанционности прессы от власти. Это, конечно же, не может служить достойным для подражания образцом в условиях перехода российского общества из индустриальной (постиндустриальной) стадии развития в информационную.

Действительно, в переходном обществе, как никогда ранее, необходимо наличие тщательно разработанной и всесторонне продуманной государственной информационной политики во всех секторах масс-медиа. Такая политика должна включать в себя как важную составную часть этико-правовой механизм «внешнего» регулирования и «внутреннего» саморегулирования журналистской деятельности, поставляющей обществу в массовых объемах самую разнообразную информацию социально значимого толка.

В качестве конкретных рациональных советов можно сегодня предложить:

  • во-первых, повсеместное создание специальных комиссий по средствам массовой информации при региональных парламентах и правительствах;
  • во-вторых, повсеместную организацию наблюдательных советов на федеральном и региональном телерадиовещании;
  • в-третьих, повсеместное внедрение (по примеру скандинавских стран) социологически и даже математически просчитанной технологии выделения субсидий печатным и электронным средствам массовой информации из государственного бюджета с учетом соблюдения (нарушения) ими этических правил и правовых уложений в сфере журналистики.

Если на первых порах сделать хотя бы эти практические шаги, появится шанс выйти в ближайшем времени на четко работающую этико-правовую систему в области информационной культуры, которая будет не только устранять, но и упреждать периодически возникающие здесь кризисы.

Приложение 1.