Уровень абстракции как манипуляционный ресурс

Задание 4

Задание 3

Итак, язык по необходимости дискретен, но он отражает недискретную реальность.

 

Ощущаете ли вы некоторую аномальность приведенных примеров? Можете ли вы сказать, какие негласные правила нарушают говорящие, обозначая пространство и время?

Против неба, на земле,

Жил старик в одном селе (П. Ершов)

Иван Кузьмич – коренной москвич.

А его подруга Дарья – из другого полушарья. (С Маршак)

В кашне, ладонью заслоняясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе? (Б Пастернак)

Определите, какие из приведенных фраз воспринимаются аномальными, а какие – нет. Можете ли вы сформулировать некоторые рекомендации для употребления глаголов, обозначающих физические действия конкретных существ (идти, бежать и т.п.)?

Петя идет (гуляет) по улице.

Петя гуляет по Москве.

Я шагаю по Москве.

Он идет по Московской области.

Он гуляет по России (по Европе, по северному полушарию).

Но папочка и мамочка уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка – в Африку бегом. <…>

Вдоль по Африке гуляют,

Фиги-финики срывают. (К. Чуковский)

 

Когда ребенок начинает осваивать язык, он постепенно понимает, что все имеет имя. Возможно, этот вывод есть первое теоретическое осмысление устройства языка. Но позже он понимает, что имен может быть несколько. Так, он узнает, что существо с мохнатой мордой – собака, что ее зовут Рекс, что родители называют ее домашней любимицей или «это животное». Постепенно ребенок понимает, что существуют разные варианты именования. Говоря научным языком, речь идет о разных уровнях абстракции.

В зависимости от своих коммуникативных целей говорящий варьирует уровень абстракции: есть время быть конкретным, и есть время быть абстрактным. Так, предупреждение на заборе «Осторожно, Рекс» вместо «Осторожно, злая собака» выглядело бы странно. С другой стороны, если гость спросит: «Как зовут вашего щенка?» - ответ «собака» тоже маловероятен.

Понимание ситуации и потребностей коммуникантов позволяет прогнозировать необходимый и достаточный уровень абстракции. Во времена товарного дефицита в СССР вполне уместным был вопрос в продовольственном магазине: «У вас есть рыба?», который в настоящее время вряд ли можно услышать – он не отвечает запросам современного покупателя.

Несоответствие уровня абстракции задачам коммуникации воспринимается как аномалия, коммуникативная неудача.

Например, журналист расспрашивает бизнесмена:

Корр. – Каковы ваши планы?

Бизнесмен: - Мы хотим заняться культурой…

Корр. – Вы имеете в виду благотворительность? Хотите помочь театру?

Бизнесмен: - Да нет, хотим инвестировать капитал в реконструкцию крупного кинотеатра.

В зависимости от целей говорящий может манипулировать уровнем абстракции. Например, работа на автозаправке может быть обозначена в резюме как «имел отношение к нефтепереработке», а посещение развлекательных заведений отнесено к «регулярному повышению культурного уровня».

Это, разумеется, не значит, что мы можем отличать уровни абстракции: первый от второго и так до 25-го. Мы не можем заглянуть в словарь и убедиться, на каком уровне абстракции находится слово, на втором или на третьем. Идея уровней всего лишь метафора, демонстрирующая различия между словами. То есть мы можем сказать, что одни слова более специфичны, отмечают более тонкие различия, чем другие. Или что некоторые слова настолько абстрактны, что не позволяют увидеть какие-то существенные характеристики.

Различия в уровне абстракции предоставляют большие возможности для манипуляции. Есть несколько вопросов-тестов для диагностики неоправданно завышенного уровня абстракции, о которых полезно знать, чтобы защититься от манипуляции, особенно в полемике.

· Высказывание безапелляционно или допускает вероятность?

Ср. А. Женщины - плохие водители.

Б. Думаю, среди женщин нередко можно встретить неопытных водителей – они меньше водят.

· Высказывание индуктивно, то есть опирается на опыт, или оно основано на общем мнении, стереотипах?

Ср. А. Коррупция поразила все органы власти.

Б. Я знаю человека, которому при оформлении права собственности чиновник дал понять, что решение вопроса будет стоить денег.

· Можно ли применить данное положение ко всем без исключения случаям?

Ср. А. В смешанных браках всегда рождаются красивые дети.

Б. В смешанных браках нередко рождаются красивые дети.

Лексические маркеры категорических суждений – «все», «большинство», «всегда», «есть тенденция», «часто», «в принципе» и др..

Еще один ресурс для манипуляции с абстрактной лексикой – допущение, что наличие слова предполагает наличие «вещи, предмета». Это своего рода «овеществление», попытка создать объект, для которого есть этикетка. Так, слова реальный, настоящий, истинный, существенный – всего лишь слова: нет «настоящей любви», есть только примеры, которые могут быть иллюстрацией к этой идее. Нет «настоящего майонеза», есть просто майонез определенного сорта, бренда и т.д.

Ср. примеры из рекламы и политических выступлений :

Истинный звук для истинных ценителей (реклама автомагнитолы) (Иллюстрация)

Классическая мебель в классическом исполнении.

Мы за национальное согласие, за истинную демократию (лидер КПРФ Г. Зюганов).

Большие возможности для речевого воздействия представляет лексика с расплывчатым денотативным содержанием, но с ярко выраженными коннотациями - положительными или отрицательными. В риторике советского времени традиционно использовались такие слова, как дружба народов, весь советский народ, социалистическая демократия. В современной политической риторике к подобным единицам можно отнести слова и выражения: навести порядок, накормить народ, разрушение России, антинародный режим. Дж. Ларсон приводит примеры подобного рода из американского политического дискурса – слова ответственность (ответственность за налогообложение и образование молодого поколения, финансовая ответственность); заново рожденные (так называют обращенных в христианскую веру). Во всех приведенных примерах смысл слов и выражений можно интерпретировать по-разному именно в силу того, что денотативное значение размыто, недоопределено. При этом известная расплывчатость плана содержания сочетается с оценочностью.

Особо популярными в «чиновничьем» дискурсе, представленном резолюциями, постановлениями и т.п., являются глаголы, которые трудно соотнести с какими-то реальными процессами и действиями: усилить, углубить, повысить, понизить и т.п.

Например, необходимо усилить работу с несовершеннолетними, сформировать условия для ускоренного роста численности рентабельных хозяйств, усовершенствовать систему контроля.