Средства доставки людей и средств пожаротушения к месту лесных пожаров

Для доставки рабочих-пожарных и средств пожаротушения к месту пожаров и непосредственного пожаротушения служат вез­деходы, которые способны при высокой транспортной скорости преодо­левать значительные препятствия;

специальные лесные автоцис­терны, имеющие высокие скорости, но неспособные преодоле­вать значительные препятствия, как вездеходы;

съемные пожар­ные цистерны, перевозимые на автомобилях по обыкновенным автодорогам;

съемные пожарные цистерны, монтируемые на тракторах с небольшим радиусом обслуживания.

Трактор лесопожарный ТЛП-55 (рис. 11.3) служит для доставки к месту лесного пожара рабочих и противопожарных средств, а также для непосредственного тушения лесных пожаров огнегасящей жидкостью. Трактор состоит из лесохозяйственного трактора 1 ЛХТ-55 с бульдозером и задней навеской, насосной установки 2, кузова 3 с баками емкостью 1000 л, контейнерами и сиденьями на четыре человека, двухотвального плуга 4 типа плуга-канавокопателя ПКЛН-500А и комплекта съемного противопожарного оборудо­вания 5.

Насосная установка 2 включает в себя раздаточную коробку, шестеренчатый насос НШН-600 и систему трубопроводов. Насос расположен на специальной раме, которую крепят на тракторе вместо снятой трелевочной лебедки. Сварной кузов имеет два со­общающихся бака емкостью по 500 л. Над баками и сзади нихрасположены контейнеры для противопожарного оборудования. В комплект съемного противопожарного оборудования 5 входят: бензиномоторная пила, мотопомпа МЛ-100 со стволами ТС-1 и ТС-2, напорные рукава, ранцевые опрыскиватели, зажигатель­ные аппараты, ручной пожарный инвентарь, аптечка и бачок для питьевой воды.

С помощью агрегата производится локализация лесного пожа­ра прокладкой минерализованной полосы вдоль кромки пожара двухотвальным плугом 4, навешенным на заднюю навеску трак­тора 7; прокладкой комбинированной заградительной полосы пу­тем минерализации почвы и смачивания напочвенного покрова огнегасящими жидкостями; прокладкой опорных полос с после­дующим пуском отжига. Локализация торфяных пожаров достига­ется за счет смачивания торфа путем подачи воды вглубь торфа через торфяной ствол ТС-1. На захламленных участках леса трак­тор предварительно расчищает трассу с помощью бульдозерного отвала. Дотушивание очагов пожара производится огнегасящей жидкостью с использованием насосной установки и брандспойта МЛАЗ, а также ранцевых опрыскивателей и огнетушителей. Ширина минерализованной полосы, создаваемой плугом, со­ставляет 2 м; ширина минерализованной почвы с применением огнегасящих жидкостей 10 м; максимальное давление насоса 0,8 МПа (8 кг/см2); масса с заправленными баками 10 460 кг.

Вездеход пожарный лесной ВПЛ-149А предназначен для достав­ки к месту пожара рабочих-пожарных с комплектом средств по­жаротушения и огнегасящих жидкостей, тушения низовых и по­чвенных пожаров огнегасящими жидкостями или водой, туше­ния торфяных пожаров с помощью торфяного ствола или про­кладки пенных полос пеногенератором. При необходимости вез­деход оборудуется прицепом-цистерной. Он создан на базе гусе­ничного транспортера ГАЗ-71. Вдоль боковых стенок вездехода ус­тановлены два сообщающихся между собой металлических бака для огнегасящей жидкости общей емкостью 450 л. Баки, кроме того, служат сиденьями для четырех рабочих, на них смонти­рованы устройства для крепления переносного пожарного обору­дования.

В комплект пожарного оборудования входят мягкая емкость, мотопомпа МЛН-2,5/0,25 с всасывающим и напорным рукавами, бензиномоторная пила типа «Дружба-4», четыре опрыскивателя РЛО-М, лопата, поперечная пила, топор и зажигательный аппа­рат. Вездеход, полностью укомплектованный пожарными средства­ми, с экипажем шесть человек (водитель и пять рабочих) разви­вает скорость на улучшенной дороге до 55 км/ч, грунтовой лес­ной — до 35 км/ч, заболоченной местности — 15... 25 км/ч; двига­ется в насаждениях с полнотой 0,6 со скоростью до 20 км/ч; проходит водные преграды со скоростью до 5 км/ч, а также преодо­левает крутые подъемы и спуски крутизной до 35°; масса 4940 кг.

Пожарная автоцистерна АЦЛ-147 предназначена для доставки рабочих-пожарных и пожарного оборудования, воды или огнега­сящей жидкости к месту пожара; тушения огня водой или огнега­сящей жидкостью; локализации лесных пожаров заградительны­ми минерализованными полосами, прокладываемыми дисковым плугом перед фронтом горения. В комплект автоцистерны входят мотопомпа МЛН-2,5/0,25, всасывающие и напорные рукава, зажигательный аппарат, попе­речная пила, четыре лопаты, два топора, дисковый противопо­жарный плуг ПЛП-1,2 и радиостанция, гидросистема для управле­ния плугом, навеска для управления плугом, навеска для навеши­вания плуга. Подача насоса при высоте всасывания 3,5 м всасываю­щим рукавом диаметром 75 мм и длиной 8 м составляет 300 л/мин. Ширина минерализованной полосы, создаваемой плугом, до 2 м, глубина обработки почвы 16 см; масса 4880 кг.

Оборудование для тушения пожаров водой и огнегасящими жидкостями. Для подачи воды или огнегасящей жидкости к месту тушения пожара служат мотопомпы-агрегаты, состоящие из двигателя, насоса с всасывающей и напорной линии. Мотопомпы делятся на два типа: малогабаритные — массой до 20 кг, переносимые одним человеком, и средние — массой до 80 кг, перевозимые к водоисточнику на транспорте.

В мотопомпах, используемых в лес­ном пожаротушении, широкое распространение нашли шестерен­чатые и центробежные насосы.

Малогабаритная мотопомпа МЛН-2,5/0,25(рис. 11.4) предназ­начена для подачи воды и огнегасящих жидкостей по напорным рукавам и для заправки противопожарных емкостей при тушении лесных пожаров. Мотопомпа состоит из центробежного насоса 2, присоединен­ного к двигателю «Дружба-4» 1, осевого насоса 9, гибкого вала 7, механизма отключения осевого насоса 9 с ручкой-переключате­лем 4, всасывающего рукава 8 с сетчатым фильтром 10 и комп­лекта напорных пожарных рукавов.

Центробежный насос 2 состоит из литого корпуса со съемным фланцем, вала и рабочего колеса. На один конец вала навинчен хвостовик, а на другой — полумуфта муфты механизма включе­ния осевого насоса 9. Осевой насос 9 при помощи хомута и через центробежную муфту присоединен к двигателю 1. Корпус центро­бежного насоса 2 имеет соединительную головку для присоедине­ния напорного пожарного рукава.

Осевой насос 9 приводится в действие на короткий отрезок времени только для заполнения водой всасывающего рукава 8 и рабочего колеса центробежного насоса 2. Он размещен у нижнего конца всасывающего рукава; состоит из корпуса, вала, рабочего лопастного колеса и сетчатого фильтра 10. Внутри всасывающего рукава 8 помещается гибкий вал 7 осевого насоса. Он служит для передачи вращения от вала рабочего колеса центробежного насо­са 2 и приводится в действие при помощи механизма отключе­ния, размещенного на верхнем конце всасывающего рукава 8. Гиб­кий вал состоит из корпуса, хвостовика 6, вала с навинченной полумуфтой 3, вращающегося в направляющей втулке 5, ручки-переключателя 4.

Принцип работы мотопомпы заключается в заборе воды из водоисточника в момент пуска с помощью осевого насоса и пос­ледующей перекачки центробежным насосом при отключенном осевом насосе. Давление, развиваемое насосом, составляет 0,34 МПа; даль­ность подачи воды по пожарным рукавам 350 м; масса 62 кг.

Мотопомпа лесная плавающая МЛП-0,2 (рис. 11.5) предназна­чена для тушения лесных низовых и почвенных пожаров водой и огнегасящими жидкостями, а также для заполнения ранцевой аппаратуры и резервуаров водой из водоема. В собранном виде мотопомпа состоит из рамы-каркаса 6 с пе­нопластовыми понтонами 5 и 7, насоса 13, соединенного с двигателем 4 хомутом 3, и топливного бачка 7, установленного на двух штативах 2. Двигатель применяется от бензопил «Урал-2» или «Дружба-4». Центробежный насос снабжен фильтром 12, который подсоединен к насосу 13 с помощью штуцера 11 и напорного пат­рубка 10. В комплект мотопомпы входят рукавная линия 9 с по­жарным стволом 8, якорное устройство и приспособление для подачи смачивателя. В транспортном положении мотопомпа имеет вид ранца, удобного для переноса на заплечных ремнях.

Перед началом работы боковые понтоны откидывают на 180° и фиксируют их стяжными пружинами и крючками, развертыва­ют напорную рукавную линию и присоединяют к ней ствол с насадкой. При работающем на холостом ходу двигателе, мотопомпу устанавливают на поверхность воды. Затем увеличивают частоту вращения двигателя и отворачивают кран на корпусе насоса для выпуска воздуха. После поступления воды в напорную линию кран закрывают и устанавливают рабочий режим работы мото­помпы.

Производительность насоса при рабочем давлении 0,7 МПа (7 кг/см2) составляет 60 л/мин; необходимый напор обеспечива­ется при длине рукавной линии 500 м; масса 20 кг. Лесопожарные аппараты и прочее оборудование .

Ранцевый лесной опрыскиватель РЛО-М (рис. 11.6) предназна­чен для тушения лесных пожаров водой или огнегасящей жидко­стью. Опрыскиватель состоит из заплечного резервуара 1 из прорези­ненной ткани и гидропульта 3. В верхней части мешка имеется заливная горловина 5, закрываемая крышкой, а в дне — штуцер, к которому присоединяется резиновый шланг 2. Правый ремень снабжен специальным карабином для креп­ления гидропульта в нерабочем положении. Гидропульт представ­ляет собой ручной насос двойного действия, работа которого обес­печивается возвратно-поступательными движениями штока с по­мощью рабочего.

Емкость резервуара составляет 20 л; длина сосредоточенной струи 10 м, распыленной — 2 м; длина штанги 0,5 м; усилие на приводной штанге 20 Н (2 кгс); масса 2,9 кг.

Лесной химический огнетушитель ОРХ-ЗМ предназначен для тушения лесных низовых пожаров огнегасящими жидкостями. Он состоит из двухбалонного резервуара и присоединенного к нему гибким шлангом ручного гидропульта с наконечником-рас­пылителем. На резервуаре смонтирован баллончик (сифон) со смесью фреона-12 и фреона-11 массой 320 г. Выброс жидкости происходит под давлением сжатого газа, образующегося в резуль­тате реакции после срабатывания предохранительного клапана, смонтированного в резервуаре, при давлении свыше 0,6 МПа. Емкость резервуара составляет 20 л; длина сосредоточенной струи 10 м, распыленной — не менее 6 м; ширина захвата распыленной струи на расстоянии 1 м от сопла не менее 0,5; масса 6,2 кг.

Зажигательный аппарат фитильно-капельный, ранцевый применяется для зажигания на­почвенного покрова и подстил­ки при тушении лесных пожа­ров методом пуска встречного огня, зажигания куч и валов от­ходов лесозаготовок при огне­вой очистке лесосек. Аппарат состоит из резерву­ара для горючей смеси (бензин с маслом или дизельным топливом в соотношении 2:1), фитильно-капельной горелки, раз­борной трубчатой штанги и шланга. Резервуар цилиндрической формы имеет заливную горловину с пробкой, игольчатый клапан для подачи горючей смеси, пенал для горелки, штанги и шланга. Горелка представляет собой трубчатый корпус, в котором находится выдвижной фитиль в виде кисти из стальных проволок. На выступающий конец сердечника кисти, выполненного из труб­ки, надет шланг, второй конец которого прикреплен к штуцеру клапана. Шланг проходит через трубчатую штангу, являющуюся держателем горелки. Емкость резервуара составляет 4 л; ширина захвата 5 см; время разжигания горелки 30 с; длина зажженной полосы одной заправ­кой 1500 м;

Торфяной ствол ТС-1 используют для тушения торфяных лес­ных пожаров водой с предварительно растворенными огнегася­щими веществами. Ствол представляет собой полую латунную труб­ку с 40 отверстиями в нижней части, заканчивающуюся конус­ным наконечником; в верхней — кран-ручка с накидной гайкой для присоединения к рукавной линии. Огнегасящая жидкость вводится при помощи ствола в слой торфа на глубину 1,2 м; раствор подается мотопомпами или авто­цистернами; масса 2,2 кг.

Мотобур БМ-1 переносной, на базе двигателя бензопилы «Дружба-4» предназначен для бурения шпуров на глубину 70 см при взрывном способе тушения лесных пожаров.

Использование авиации при предупреждении и тушении лесных пожаров. При охране лесов самолетами и вертолетами можно охватить большую площадь и точно установить место лесного пожара вско­ре после его возникновения. Авиация особенно эффективна в ма­лонаселенных районах, где помимо патрулирования с ее помо­щью производится доставка рабочих, продовольствия, лесопожарного оборудования, тушение пожаров с воздуха с применением специальных средств и приспособлений, а также выполнение дру­гих работ, связанных с охраной лесов и обслуживанием лесного хозяйства по специальным заданиям.

Существует несколько способов тушения лесных пожаров не­посредственно с самолетов и вертолетов: на кромку огня вылива­ют жидкость под давлением или свободным выливом из установ­ленной на борту емкости; сбрасывают растворы огнегасящих хи­микатов в авиабомбах и стеклянных ампулах различной емкости; прокладывают заградительные полосы путем серийного сбрасы­вания мелких фугасных бомб.

С применением самолетов типа АН-24 и АН-26 в борьбе с лес­ными пожарами значительно возросла оперативность парашютно-десантной службы. Их используют для тушения очага лесного пожара опрыскивателями, быстрой высадки парашютно-десант­ных команд, численностью 20...30 человек, с полным пожар­ным снаряжением и для переброски их с одной авиабазы на дру­гую.

Самолет АН-26 особенно удобен для парашютного десантиро­вания людей и техники. Большой диапазон скоростей и открыва­ющаяся во время полета в хвостовой части рампа обеспечивают безопасность и быструю высадку, так как отделение от самолета происходит через широкий задний люк. Для тушения очага пожа­ра самолет может быть оборудован опрыскивателем. Бак для воды или огнегасящей жидкости емкостью 1200 л в нижней части име­ет водосливное устройство. Жидкость заполняют через заливную магистраль с предохранительным клапаном. Рядом с баком нахо­дится баллон высокого давления с редуктором и воздухопрово­дом. С помощью редуктора регулируют постоянное давление в баке с жидкостью, которое должно составлять около 0,6 МПа (6 кг/см2). Для включения опрыскивателя в работу открывают доступ сжато­го воздуха в бак поворотом штурвала, имеющегося на баллоне. Для высадки десантно-пожарных команд, а также для тушения лесных пожаров применяются вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26.

Вертолет Ми-8 широко применяют для доставки на внешней подвеске воды в резиновых емкостях, имеющих форму усеченного конуса и изготавливаемых из прорезиненного капрона и дюралюминиевой аппаратуры. Верхняя часть емкости представляет собой металлический круг с горловиной, закрываемой крышкой. Заправляется емкость с помощью малогабаритной мотопомпы , через 1,5-метровый шланг или горловину. При тушении пожара вода из емкости также подается с помощью мотопомп. Вместимость емкости составляет 1000 л; масса 30 кг. При тушении пожаров эффективно применяется водосливное устройство (ВСУ), устанавливаемое на вертолетах Ми-8, Ка-26. Оно предназначено для забора воды из открытых водоемов, пере­возки ее в баке на внешней подвеске, тушения кромки очага лес­ного пожара с вертолета или слива воды в специальные емкости, установленные на земле. Водосливное устройство представляет собой металлический резервуар, который подвешивается на коль­цах к вертолету. Заполняют резервуар из водоема глубиной не ме­нее 1,5 м на режиме зависания вертолета. С помощью специально­го устройства открывают сливной клапан, и вода выливается на очаг пожара.

Емкость резервуара составляет 2000 л; время вылива воды 15...20 с.