Средства доставки людей и средств пожаротушения к месту лесных пожаров
Для доставки рабочих-пожарных и средств пожаротушения к месту пожаров и непосредственного пожаротушения служат вездеходы, которые способны при высокой транспортной скорости преодолевать значительные препятствия;
специальные лесные автоцистерны, имеющие высокие скорости, но неспособные преодолевать значительные препятствия, как вездеходы;
съемные пожарные цистерны, перевозимые на автомобилях по обыкновенным автодорогам;
съемные пожарные цистерны, монтируемые на тракторах с небольшим радиусом обслуживания.
Трактор лесопожарный ТЛП-55 (рис. 11.3) служит для доставки к месту лесного пожара рабочих и противопожарных средств, а также для непосредственного тушения лесных пожаров огнегасящей жидкостью. Трактор состоит из лесохозяйственного трактора 1 ЛХТ-55 с бульдозером и задней навеской, насосной установки 2, кузова 3 с баками емкостью 1000 л, контейнерами и сиденьями на четыре человека, двухотвального плуга 4 типа плуга-канавокопателя ПКЛН-500А и комплекта съемного противопожарного оборудования 5.
Насосная установка 2 включает в себя раздаточную коробку, шестеренчатый насос НШН-600 и систему трубопроводов. Насос расположен на специальной раме, которую крепят на тракторе вместо снятой трелевочной лебедки. Сварной кузов имеет два сообщающихся бака емкостью по 500 л. Над баками и сзади нихрасположены контейнеры для противопожарного оборудования. В комплект съемного противопожарного оборудования 5 входят: бензиномоторная пила, мотопомпа МЛ-100 со стволами ТС-1 и ТС-2, напорные рукава, ранцевые опрыскиватели, зажигательные аппараты, ручной пожарный инвентарь, аптечка и бачок для питьевой воды.
С помощью агрегата производится локализация лесного пожара прокладкой минерализованной полосы вдоль кромки пожара двухотвальным плугом 4, навешенным на заднюю навеску трактора 7; прокладкой комбинированной заградительной полосы путем минерализации почвы и смачивания напочвенного покрова огнегасящими жидкостями; прокладкой опорных полос с последующим пуском отжига. Локализация торфяных пожаров достигается за счет смачивания торфа путем подачи воды вглубь торфа через торфяной ствол ТС-1. На захламленных участках леса трактор предварительно расчищает трассу с помощью бульдозерного отвала. Дотушивание очагов пожара производится огнегасящей жидкостью с использованием насосной установки и брандспойта МЛАЗ, а также ранцевых опрыскивателей и огнетушителей. Ширина минерализованной полосы, создаваемой плугом, составляет 2 м; ширина минерализованной почвы с применением огнегасящих жидкостей 10 м; максимальное давление насоса 0,8 МПа (8 кг/см2); масса с заправленными баками 10 460 кг.
Вездеход пожарный лесной ВПЛ-149А предназначен для доставки к месту пожара рабочих-пожарных с комплектом средств пожаротушения и огнегасящих жидкостей, тушения низовых и почвенных пожаров огнегасящими жидкостями или водой, тушения торфяных пожаров с помощью торфяного ствола или прокладки пенных полос пеногенератором. При необходимости вездеход оборудуется прицепом-цистерной. Он создан на базе гусеничного транспортера ГАЗ-71. Вдоль боковых стенок вездехода установлены два сообщающихся между собой металлических бака для огнегасящей жидкости общей емкостью 450 л. Баки, кроме того, служат сиденьями для четырех рабочих, на них смонтированы устройства для крепления переносного пожарного оборудования.
В комплект пожарного оборудования входят мягкая емкость, мотопомпа МЛН-2,5/0,25 с всасывающим и напорным рукавами, бензиномоторная пила типа «Дружба-4», четыре опрыскивателя РЛО-М, лопата, поперечная пила, топор и зажигательный аппарат. Вездеход, полностью укомплектованный пожарными средствами, с экипажем шесть человек (водитель и пять рабочих) развивает скорость на улучшенной дороге до 55 км/ч, грунтовой лесной — до 35 км/ч, заболоченной местности — 15... 25 км/ч; двигается в насаждениях с полнотой 0,6 со скоростью до 20 км/ч; проходит водные преграды со скоростью до 5 км/ч, а также преодолевает крутые подъемы и спуски крутизной до 35°; масса 4940 кг.
Пожарная автоцистерна АЦЛ-147 предназначена для доставки рабочих-пожарных и пожарного оборудования, воды или огнегасящей жидкости к месту пожара; тушения огня водой или огнегасящей жидкостью; локализации лесных пожаров заградительными минерализованными полосами, прокладываемыми дисковым плугом перед фронтом горения. В комплект автоцистерны входят мотопомпа МЛН-2,5/0,25, всасывающие и напорные рукава, зажигательный аппарат, поперечная пила, четыре лопаты, два топора, дисковый противопожарный плуг ПЛП-1,2 и радиостанция, гидросистема для управления плугом, навеска для управления плугом, навеска для навешивания плуга. Подача насоса при высоте всасывания 3,5 м всасывающим рукавом диаметром 75 мм и длиной 8 м составляет 300 л/мин. Ширина минерализованной полосы, создаваемой плугом, до 2 м, глубина обработки почвы 16 см; масса 4880 кг.
Оборудование для тушения пожаров водой и огнегасящими жидкостями. Для подачи воды или огнегасящей жидкости к месту тушения пожара служат мотопомпы-агрегаты, состоящие из двигателя, насоса с всасывающей и напорной линии. Мотопомпы делятся на два типа: малогабаритные — массой до 20 кг, переносимые одним человеком, и средние — массой до 80 кг, перевозимые к водоисточнику на транспорте.
В мотопомпах, используемых в лесном пожаротушении, широкое распространение нашли шестеренчатые и центробежные насосы.
Малогабаритная мотопомпа МЛН-2,5/0,25(рис. 11.4) предназначена для подачи воды и огнегасящих жидкостей по напорным рукавам и для заправки противопожарных емкостей при тушении лесных пожаров. Мотопомпа состоит из центробежного насоса 2, присоединенного к двигателю «Дружба-4» 1, осевого насоса 9, гибкого вала 7, механизма отключения осевого насоса 9 с ручкой-переключателем 4, всасывающего рукава 8 с сетчатым фильтром 10 и комплекта напорных пожарных рукавов.
Центробежный насос 2 состоит из литого корпуса со съемным фланцем, вала и рабочего колеса. На один конец вала навинчен хвостовик, а на другой — полумуфта муфты механизма включения осевого насоса 9. Осевой насос 9 при помощи хомута и через центробежную муфту присоединен к двигателю 1. Корпус центробежного насоса 2 имеет соединительную головку для присоединения напорного пожарного рукава.
Осевой насос 9 приводится в действие на короткий отрезок времени только для заполнения водой всасывающего рукава 8 и рабочего колеса центробежного насоса 2. Он размещен у нижнего конца всасывающего рукава; состоит из корпуса, вала, рабочего лопастного колеса и сетчатого фильтра 10. Внутри всасывающего рукава 8 помещается гибкий вал 7 осевого насоса. Он служит для передачи вращения от вала рабочего колеса центробежного насоса 2 и приводится в действие при помощи механизма отключения, размещенного на верхнем конце всасывающего рукава 8. Гибкий вал состоит из корпуса, хвостовика 6, вала с навинченной полумуфтой 3, вращающегося в направляющей втулке 5, ручки-переключателя 4.
Принцип работы мотопомпы заключается в заборе воды из водоисточника в момент пуска с помощью осевого насоса и последующей перекачки центробежным насосом при отключенном осевом насосе. Давление, развиваемое насосом, составляет 0,34 МПа; дальность подачи воды по пожарным рукавам 350 м; масса 62 кг.
Мотопомпа лесная плавающая МЛП-0,2 (рис. 11.5) предназначена для тушения лесных низовых и почвенных пожаров водой и огнегасящими жидкостями, а также для заполнения ранцевой аппаратуры и резервуаров водой из водоема. В собранном виде мотопомпа состоит из рамы-каркаса 6 с пенопластовыми понтонами 5 и 7, насоса 13, соединенного с двигателем 4 хомутом 3, и топливного бачка 7, установленного на двух штативах 2. Двигатель применяется от бензопил «Урал-2» или «Дружба-4». Центробежный насос снабжен фильтром 12, который подсоединен к насосу 13 с помощью штуцера 11 и напорного патрубка 10. В комплект мотопомпы входят рукавная линия 9 с пожарным стволом 8, якорное устройство и приспособление для подачи смачивателя. В транспортном положении мотопомпа имеет вид ранца, удобного для переноса на заплечных ремнях.
Перед началом работы боковые понтоны откидывают на 180° и фиксируют их стяжными пружинами и крючками, развертывают напорную рукавную линию и присоединяют к ней ствол с насадкой. При работающем на холостом ходу двигателе, мотопомпу устанавливают на поверхность воды. Затем увеличивают частоту вращения двигателя и отворачивают кран на корпусе насоса для выпуска воздуха. После поступления воды в напорную линию кран закрывают и устанавливают рабочий режим работы мотопомпы.
Производительность насоса при рабочем давлении 0,7 МПа (7 кг/см2) составляет 60 л/мин; необходимый напор обеспечивается при длине рукавной линии 500 м; масса 20 кг. Лесопожарные аппараты и прочее оборудование .
Ранцевый лесной опрыскиватель РЛО-М (рис. 11.6) предназначен для тушения лесных пожаров водой или огнегасящей жидкостью. Опрыскиватель состоит из заплечного резервуара 1 из прорезиненной ткани и гидропульта 3. В верхней части мешка имеется заливная горловина 5, закрываемая крышкой, а в дне — штуцер, к которому присоединяется резиновый шланг 2. Правый ремень снабжен специальным карабином для крепления гидропульта в нерабочем положении. Гидропульт представляет собой ручной насос двойного действия, работа которого обеспечивается возвратно-поступательными движениями штока с помощью рабочего.
Емкость резервуара составляет 20 л; длина сосредоточенной струи 10 м, распыленной — 2 м; длина штанги 0,5 м; усилие на приводной штанге 20 Н (2 кгс); масса 2,9 кг.
Лесной химический огнетушитель ОРХ-ЗМ предназначен для тушения лесных низовых пожаров огнегасящими жидкостями. Он состоит из двухбалонного резервуара и присоединенного к нему гибким шлангом ручного гидропульта с наконечником-распылителем. На резервуаре смонтирован баллончик (сифон) со смесью фреона-12 и фреона-11 массой 320 г. Выброс жидкости происходит под давлением сжатого газа, образующегося в результате реакции после срабатывания предохранительного клапана, смонтированного в резервуаре, при давлении свыше 0,6 МПа. Емкость резервуара составляет 20 л; длина сосредоточенной струи 10 м, распыленной — не менее 6 м; ширина захвата распыленной струи на расстоянии 1 м от сопла не менее 0,5; масса 6,2 кг.
Зажигательный аппарат фитильно-капельный, ранцевый применяется для зажигания напочвенного покрова и подстилки при тушении лесных пожаров методом пуска встречного огня, зажигания куч и валов отходов лесозаготовок при огневой очистке лесосек. Аппарат состоит из резервуара для горючей смеси (бензин с маслом или дизельным топливом в соотношении 2:1), фитильно-капельной горелки, разборной трубчатой штанги и шланга. Резервуар цилиндрической формы имеет заливную горловину с пробкой, игольчатый клапан для подачи горючей смеси, пенал для горелки, штанги и шланга. Горелка представляет собой трубчатый корпус, в котором находится выдвижной фитиль в виде кисти из стальных проволок. На выступающий конец сердечника кисти, выполненного из трубки, надет шланг, второй конец которого прикреплен к штуцеру клапана. Шланг проходит через трубчатую штангу, являющуюся держателем горелки. Емкость резервуара составляет 4 л; ширина захвата 5 см; время разжигания горелки 30 с; длина зажженной полосы одной заправкой 1500 м;
Торфяной ствол ТС-1 используют для тушения торфяных лесных пожаров водой с предварительно растворенными огнегасящими веществами. Ствол представляет собой полую латунную трубку с 40 отверстиями в нижней части, заканчивающуюся конусным наконечником; в верхней — кран-ручка с накидной гайкой для присоединения к рукавной линии. Огнегасящая жидкость вводится при помощи ствола в слой торфа на глубину 1,2 м; раствор подается мотопомпами или автоцистернами; масса 2,2 кг.
Мотобур БМ-1 переносной, на базе двигателя бензопилы «Дружба-4» предназначен для бурения шпуров на глубину 70 см при взрывном способе тушения лесных пожаров.
Использование авиации при предупреждении и тушении лесных пожаров. При охране лесов самолетами и вертолетами можно охватить большую площадь и точно установить место лесного пожара вскоре после его возникновения. Авиация особенно эффективна в малонаселенных районах, где помимо патрулирования с ее помощью производится доставка рабочих, продовольствия, лесопожарного оборудования, тушение пожаров с воздуха с применением специальных средств и приспособлений, а также выполнение других работ, связанных с охраной лесов и обслуживанием лесного хозяйства по специальным заданиям.
Существует несколько способов тушения лесных пожаров непосредственно с самолетов и вертолетов: на кромку огня выливают жидкость под давлением или свободным выливом из установленной на борту емкости; сбрасывают растворы огнегасящих химикатов в авиабомбах и стеклянных ампулах различной емкости; прокладывают заградительные полосы путем серийного сбрасывания мелких фугасных бомб.
С применением самолетов типа АН-24 и АН-26 в борьбе с лесными пожарами значительно возросла оперативность парашютно-десантной службы. Их используют для тушения очага лесного пожара опрыскивателями, быстрой высадки парашютно-десантных команд, численностью 20...30 человек, с полным пожарным снаряжением и для переброски их с одной авиабазы на другую.
Самолет АН-26 особенно удобен для парашютного десантирования людей и техники. Большой диапазон скоростей и открывающаяся во время полета в хвостовой части рампа обеспечивают безопасность и быструю высадку, так как отделение от самолета происходит через широкий задний люк. Для тушения очага пожара самолет может быть оборудован опрыскивателем. Бак для воды или огнегасящей жидкости емкостью 1200 л в нижней части имеет водосливное устройство. Жидкость заполняют через заливную магистраль с предохранительным клапаном. Рядом с баком находится баллон высокого давления с редуктором и воздухопроводом. С помощью редуктора регулируют постоянное давление в баке с жидкостью, которое должно составлять около 0,6 МПа (6 кг/см2). Для включения опрыскивателя в работу открывают доступ сжатого воздуха в бак поворотом штурвала, имеющегося на баллоне. Для высадки десантно-пожарных команд, а также для тушения лесных пожаров применяются вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26.
Вертолет Ми-8 широко применяют для доставки на внешней подвеске воды в резиновых емкостях, имеющих форму усеченного конуса и изготавливаемых из прорезиненного капрона и дюралюминиевой аппаратуры. Верхняя часть емкости представляет собой металлический круг с горловиной, закрываемой крышкой. Заправляется емкость с помощью малогабаритной мотопомпы , через 1,5-метровый шланг или горловину. При тушении пожара вода из емкости также подается с помощью мотопомп. Вместимость емкости составляет 1000 л; масса 30 кг. При тушении пожаров эффективно применяется водосливное устройство (ВСУ), устанавливаемое на вертолетах Ми-8, Ка-26. Оно предназначено для забора воды из открытых водоемов, перевозки ее в баке на внешней подвеске, тушения кромки очага лесного пожара с вертолета или слива воды в специальные емкости, установленные на земле. Водосливное устройство представляет собой металлический резервуар, который подвешивается на кольцах к вертолету. Заполняют резервуар из водоема глубиной не менее 1,5 м на режиме зависания вертолета. С помощью специального устройства открывают сливной клапан, и вода выливается на очаг пожара.
Емкость резервуара составляет 2000 л; время вылива воды 15...20 с.