На архитектуру Испании

Влияние итальянского барокко

 

Черты итальянского барокко проникают в испанскую архитектуру уже в XVI веке. Барочная архитектура развивалась в Испании медленно в условиях экономического кризиса и неустойчивой политической обстановки. Здесь этот стиль приобрёл более сдержанный характер.

В 1563 году недалеко от Мадрида было начато строительство знаменитого комплекса Эскориал (Рис. 4.1) по заказу испанского короля Филиппа II, давшего обет построить в честь военной победы над Францией монастырь, посвященный Святому Лаврентию.

Архитекторы Хуан Бауттиста де Толедо (? – 1567) и Хуан де Эррера (1530 -1597) применили много новых для Испании идей, почерпнутых из итальянского опыта. Вдоль главной оси «запад – восток» расположены королевские апартаменты, парадный двор и монументальный собор Святого Лаврентия – композиционный центр ансамбля. Система обходных галерей связывает это сооружение с дворцовыми помещениями, а в нижнем этаже под куполом храма находится королевская усыпальница. К комплексу примыкают площади и парки, а юго-западную его часть занимает монастырь (Рис. 4.2).

Оформление всех построек Эскориала следует итальянским традициям, отличается строгостью и простотой, создавая ощущение устойчивости и логической завершенности конструкции ансамбля.

 

Рис. 4.1

 
 

 


Рис. 4.2

 

Рис. 4.3

 

В Испании был особенно распространён тип храма, в плане воспроизводящий церковь Иль-Джезу в Риме. Это базилика в форме латинского креста (т. е. креста с одной вытянутой ветвью, ориентированной на запад) с укороченным поперечным нефом и боковыми нефами, представляющими собой ряды капелл (часовен). Такова церковь монашеского ордена иезуитов в Саламанке (середина XVII века) (Рис. 4.3) архитектора Хуана Гомеса де Мора (около 1580 – 1648 гг.). Западный фасад церкви по бокам завершают две башни. Такая композиция получила название «иезуитской», так как она нередко применялась в постройках этого могущественного монашеского ордена.

В кафедральном соборе, возведенном Алонсо Кано (1601-1667) в Гранаде (Рис. 4.4) господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали чётко расчерчивают фасад на отдельные части. Исчезло впечатление перетекания и полного единства архитектурных форм, как в постройках барокко в Италии.

 

       
   

 


 

Рис. 4.4 Рис. 4.5

 

Давнее пристрастие к обильным архитектурным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже XVII – XVIII веков. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейства Чурригера. Их сооружения просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке (1729 – 1733 гг.). Фантазия авторов проявилась в оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль крупнейшего мастера семейства Хосе Бенито Чурригеры (1665 – 1725) и его последователей получил название чурригереск.

В более поздней постройке этого стиля – соборе города Сантьяго-де-Компостела (1738 – 1747 гг.) (Рис. 4.5) – архитектор Фернандо Касас де Нувоа (? – около 1751) использовал столь обильное убранство в западном фасаде, что совершенно преобразил традиционную двухбашенную композицию. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

В качестве испанского вклада в барокко следует отметить создание алтаря и ниш для статуй святых, фасада-украшения алтаря и императорских лестниц. Испания и Португалия распространили свою разновидность барочной архитектуры в Америке, особенно в Мексике и Перу.

Контрольные вопросы и задания по теме «Влияние итальянского барокко на архитектуру Испании»

1. Как экономическая и политическая обстановка в Испании повлияла на

развитие барочной архитектуры?

2. Какие события предшествовали началу строительства комплекса

Эскориал? Назовите заказчика и авторов архитектурного проекта.

3. Назовите особенности внутренней планировки комплекса.

4. Какие архитектурные сооружения входят в состав комплекса Эскориал?

5. Какие испанские постройки в стиле барокко вы знаете? Назовите их

авторов.

6. Составьте описание типа храма и композиции фасада, наиболее

распространённых в архитектуре Испании XVII века.

7. Каковы национальные особенности архитектуры барокко в Испании?

Приведите примеры.

8. Дайте характеристику архитектурного стиля чурригереск. Назовите его

представителей.

9. Где распространилось влияние испанской разновидности барочной

архитектуры?