Краткая история развития экологии

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами

ВВОДНАЯ

Лекция 1

Термин «Экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 г. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экологиянаука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин «Экология» вносится в значительной степени социальный аспект, и она уже трактуется как междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе, обществе и их взаимосвязи.

Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности популяций;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

 

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866г.

2-й этап: 1866 – 1936гг.

3-й этап: 1936 – 1976гг.

4-й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе отсутствует понятие «Экология», однако сам подход к изучению объектов близок к экологической концепции. Так, например, в сочинениях Аристотеля имеется описание морфологических особенностей животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.