Зрелое барокко в Италии.

В XVII столетии в Италии возводилось много дворцовых ансамблей, архитектурный декор которых становится ещё более пышным. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада. Мастера барокко стремились соединить черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода – палаццо (дворец) Барберини (1625 – 1663 гг.). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился почётный двор, форму которого определил фасад с ризалитами. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк, попасть в который можно прямо из парадного вестибюля. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нём некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Прямые плоскости сменяются выгнутыми, чередование выгнутых и вогнутых плоскостей также усиливает пластический эффект. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа и музыки). Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с её иллюзионистическими эффектами – всё это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности.

 

Рис. 2.4. К. Райнальди. Церковь Санта Мария ин Кампителли. 1650 г.

 

Главой зрелого барокко считают скульптора и архитектора Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Он выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 года до конца своей жизни. Самое замечательное творение мастера – площадь перед собором (1657 – 1663 гг.) (Рис. 2.6).

Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство. Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Рис. 2.5

 
 

 


 

Рис. 2.6

Крупным архитектором итальянского барокко был Франческо Борромини (1599 – 1667), ученик Мадерны. Он построил в своей жизни не очень много. Начал свою деятельность в Риме с работы над собором Святого Петра, а позже возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653 – 1661гг.), Сант-Иво во дворе Римского университета (1642 – 1660 гг.) (Рис.2.7) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 – 1667 гг.) (Рис.2.8).

 

 

Рис. 2.7

 

Неудобный участок на углу улиц, возможно, стал причиной небольших размеров храма, что необычно для построек барокко. По

углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Это овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах – это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

 

 

Рис. 2.8

Творчество Л.Бернини и Ф.Борромини определило два основных направления в архитектуре римской школы барокко:

- стиль Бернини – строгий, величественный, вдохновенный;

- стиль Борромини – более раскрепощенный, пышный, динамичный.

Зодчие других областей Италии в основном подражая и развивая эти направления, иногда смешивая их, иногда впадая в преувеличения. Такова венецианская церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г.) архитектора Бальдассаре Лонгена (рис. 2.9).

Внушительно господствуя над проходом к Канале Гранде, она представляет собой двойное здание с двумя куполами и двумя башнями. Над передней восьмигранной постройкой возвышается самый большой и высокий из куполов, барабан которого поддерживают шестнадцать мощных волют, придающих внешности здания совершенно особый отпечаток. Несмотря на все вольности и очевидную перегруженность, эта светлая мраморная постройка представляет собой законченное произведение искусства.

Крупным достижением сводостроения в эпоху барокко было создание куполов из трёх оболочек. К концу XVII века для балочных и решетчатых конструкций начинают использовать металл. Железо применяют для промышленного строительства, для приготовления стропил и балок.

 

Рис. 2.9

 

Рис. 2.10. Ф. Юварра. Замок Ступиниджи. Внешний вид. 1729 – 1733 гг.

 

В XVIII в. масштабы строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства были охвачены экономическим кризисом. Мастера не получали крупных заказов и вынуждены были искать их за границей. В первой половине XVIII столетия в Италии и странах, находящихся под её влиянием (в Центральной Европе, Германии), наступил новый расцвет искусства барокко. Однако, в сооружениях этого периода уже нет изящества лучших памятников барокко, Большие размеры архитектурных деталей и скульптурного убранства производят впечатление не монументальности, а скорее громоздкости. И всё же в это время работали выдающиеся художники.

Архитектор Филиппо Юварра (1678 – 1736) выполнял заказы в Португалии и Испании. Но лучшие его постройки находятся в Турине. Наиболее крупная работа – королевский охотничий замок Ступиниджи близ Турина (1729 – 1734) (Рис. 2.10). К центральной части мощного дворцово-паркового комплекса – двухъярусному овальному залу с куполом – ведёт ряд дворов с узкими аллеями. Позади зала расположен парк.

Рис. 2.11. Ф. Юварра. Дворец Ступиниджи. Большой зал. 1729 – 1733 гг.

Контрольные вопросы и задания по теме «Раннее барокко в Италии»

1. Определите рамки данного исторического периода.

2. Назовите объективные причины возникновения стиля барокко.

3. Назовите эпицентр и географические границы распространения стиля.

4. Какие цели преследовались заказчиками нового стиля в Италии?

5. В каких районах Италии велось наиболее интенсивное строительство

в период раннего барокко?

6. Назовите имена наиболее крупных архитекторов этого периода.

7. Какую постройку XVI века считают первым образцом барокко.

8. Какие элементы композиции фасада этого здания стали типичными для

многих соборов и церквей в стиле барокко?

9. Дайте характеристику результатам деятельности К. Мадерны по

перестройке собора Святого Петра в Риме 1607 -1617 гг.

10. Дайте характеристику перепланировки городов в эпоху барокко.

11. Приведите примеры дворцово-парковых произведений XVI века,

назовите их авторов.

12. Какие изменения в облике дворцов и загородных вилл с их садово-

парковыми ансамблями наблюдаются в эпоху раннего барокко?

 

Контрольные вопросы и задания по теме «Зрелое барокко в Италии»

1. Определите рамки данного исторического периода.

2. Какие общие стилевые признаки барокко присущи произведениям всех

видов искусств?

3. Назовите характерные черты архитектуры барокко.

4. Дайте характеристику дворцово-парковых ансамблей периода зрелого

барокко. Приведите примеры.

5. Кто из итальянских архитекторов является главой зрелого барокко?

Назовите его наиболее значительные творения.

6. Какие идеи и принципы архитектурного решения позволяют назвать

площадь Св. Петра в Риме символом барочной архитектуры?

7. Назовите направления, сложившиеся в архитектуре римской школы

барокко XVII в., их особенности.

8. Назовите черты зрелого барокко во внешнем облике культовых зданий

используя иллюстративный материал.

9. Дайте характеристику интерьера барочной церкви, выделяя основные

стилевые особенности.

10. Дайте общую характеристику творчества зодчих других областей

Италии.

11. Какие инновации в области строительных технологий получили

распространение к концу XVII столетия?

12. Какие памятники архитектуры итальянского барокко XVIII века вы

знаете. Укажите черты барокко позднего периода.