Развитие экологии в России.

Третий этап

Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настояще­го времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной я окружаю­щей человека среды. Из строгой биологической науки эко­логия превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социо­логии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).

Современный период развития экологии в мире связан с име­нами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Небел и др. Среди отечественных ученых следует назвать И. П. Герасимо­ва, А. М. Гилярова, В. Г. Горшкова, Ю. А. Израэля, Ю. Н. Ку-ражсковского, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Н. П. Наумова, Н. Ф. Реймереа, В. В. Розанова, Ю. М. Свирижева, В. Е. Соко­лова, В. Д. Федорова, С. С. Шварца, А. В. Яблокова, А. Л. Ян­шина и др.

Первые природоохранные акты на Руси известны с IX— XII вв. (например, свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда», в которых были установлены правила охраны охот­ничьих и бортничьих угодий). В XIV—XVII вв. на южных границах Русского государства существовали «засечные ле­са», своеобразные охраняемые территории, на которых были запрещены хозяйственные рубки. История сохранила более 60 природоохранных указов Петра I. При нем же началось изучение богатейших природных ресурсов России. В 1805 г. в Москве было основано общество испытателей природы. В конце XIX — начале XX в. возникло движение за охрану ред­ких объектов природы. Трудами выдающихся ученых В. В. Докучаева, К. М. Бэра, Г. А. Кожевникова, И. П. Бо­родина, Д. Н. Анучина, С. В. Завадского и др. были заложе­ны научные основы охраны природы.

Именно в этот период зарождается и получает законода­тельное выражение основной вид природоохранной деятель­ности — охрана природы.

В период 30—40-х гг., в связи с эксплуатацией природ­ных богатств,- вызванных главным образом ростом масшта­бов индустриализации в стране, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направлен­ная на защиту, развитие, качественное обогащение и рацио­нальное использование природных фондов страны» (из ре­золюции Первого Всероссийского съезда по охране приро­ды, 1929 г.).

Таким образом, в России возникает новый вид природо­охранной деятельности – рациональное использование при­родных ресурсов.

В 50-е г. в связи с Дальнейшим развитием производи­тельных сил в стране, усилением негативного влияния чело­века на природу возникла необходимость в создании еще од­ной формы, регулирующей взаимодействие общества и при­роды, — охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к сре­де обитания человека. К сожалению, в этот период, еще тор­жествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.

В 60—80-е гг. практически ежегодно принимались пра­вительственные постановления об усилении охраны приро­ды (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, изда­вались земельные, водные, лесные и иные кодексы.

Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результа­тов — губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологи­ческая катастрофа. Сегодня Россия переживает тяжелый эко­логический кризис

Контрольные вопросы и задания

1. Каким образом происходило приобретение экологических знаний на ранних этапах развития человеческого общества?

2. Охарактеризуйте основные этапы развития экологии.

3. Как происходило накопление и развитие экологических знаний в России?

4. Какие российские ученые принимали участие в развитии экологических знаний?