Экономический механизм охраны ОПС.
Основные способы защиты гидросферы от загрязнения.
· Нормирование (ПДК, ХПК, БПК, мутность, pН, ПДС);
· Замкнутый водооборот;
· Очистка стоков: механическая; химическая; биологическая; термическая; захоронения.
7. Экономические и правовые основы охраны ОПС.
Задачами экономического механизма охраны ОПС являются:
– планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
– установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов, сбросов и размещение отходов в ОПС;
– установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы и размещение отходов в ОПС и др. виды вредного воздействия;
– предоставление предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и др. льгот при внедрении малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии и др. эффективных мер по охране ОПС (экономическое стимулирование);
– возмещение вреда, причиненного ОПС и здоровью человека;
В соответствии с указанными задачами в РФ разрабатываются и функционируют конкретные механизмы.
Так, например, планирование природоохранных мер производится на основе госуда-рственной экологической программы с учётом особенностей отдельных регионов. Финансирование этих программ производится за счёт: бюджетов РФ, республик, краев, областей и др. административных образований; средств предприятий; экологических фондов всех уровней; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических и физических лиц и др. источников.
Пользование природными ресурсами производится на основе договора между исполнительными органами власти и природопользователем с выдачей соответствующей лицензии (разрешения) специально уполномоченными государственными органами РФ.
Каждому природопользователю устанавливаются лимиты (чаще всего годовые) на использование ресурсов и выбросы, сбросы и размещение отходов в ОПС.
Все виды природопользования и загрязнения ОПС являются платными , при этом 90% средств направляются на счета внебюджетных государственных экономических фондов, а 10%-в доход бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления ОПС.
Внебюджетные экологические фонды распределяются в следующем порядке: 60 % – на реализацию местных природоохранных мероприятий; 30 % – на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого и областного уровней; 10 % – на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
В РФ существуют также общественные экологические фонды за счёт средств населения, добровольных взносов общественных объединений и др. источников. Средства этих фондов расходуются исключительно на охрану ОПС.
Кроме перечисленных природоохранных средств в РФ осуществляется добровольное и обязательное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан и объектов их собственности на случай экологических аварий, катастроф и стихийных бедствий. Средства этих фондов используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий указанных факторов ОПС.
Экономическое стимулирование охраны ОПС осуществляется льготным налогообложением предприятий за внедрение эффективных ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий (малоотходных технологий, рекуперации отходов и т. п.); освобождением от налогов экологических фондов; применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; применение льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих природоохранные мероприятия и др.