Давайте для начала рассмотрим как идёт развитие человечества и его взаимодействие с техносферой и окружающей средой, а затем
История представлений
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием.
Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). |
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое:
сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей; затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир; | |
материя возникает как низшая ступень эманации; достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. |
Таким образом, Человек стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому, т.е. раствориться в Боге.
Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907:
Ø жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция;
Ø структура её – длительность, постигаемая только посредством интуиции,
Ø различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух.
Анри Бергсон: «Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital)».