Задание 3. Выполните следующие упражнения по тексту урока.

Упражнение 1. Прочтите данные ниже слова, обращая внимание на правила ударения в 2- сложных о многосложных словах.

1. different

2. called

3. University

4. elements

5. structure

6. regard

7. indivisible

8. showed

9. radioactivity

10. important

11. society

Упражнение 2. Прочтите и переведите группы родственных слов:

1. science – scientist – scientific

2. divide – divisible – indivisible

3. far – further

4. radioactive – radioactivity

5. atom – atomic

Упражнение 3. Прочтите текст и постарайтесь понять его содержание. Найдите те предложения, в которых говорится о знаменитой научной работе Резерфорда. Предложения переведите.


TEXT

 

Ernest Rutherford

 

Ernest Rutherford was born on August 30, 1871 in South Island, New Zealand in the family of English settlers. Little Ernest was the fourth child in the family. He was one of the best pupils at school. The boy was interested in physics, chemistry, mathematics. He liked to make models of different machines.

At the age of 19 Ernest entered the only New Zealand University called Canterbury College. He studied much and also took active part in the work of the Scientific Society at the University. At one of the meetings of this society he made his scientific report “The Evolution of Elements”. At the same time he began his research work.

Later Ernest Rutherford went to Cambridge where he could continue his investigations. The main scientific problem at that time at Cambridge was the structure of the atom. The scientist had to work hard. As a result he wrote his famous work: “The Scattering of Alpha and Beta Particles of Matter and the Structure of the Atom”. The book dealt with so-called ’’ atom models ’’. The atoms had always been regarded as the smallest indivisible units of matter. Rutherford was able to show that the atom was made up of smaller parts and had a complex structure. The atom had a central nucleus and a number of electrons revolving around it. It was Rutherford who showed that the atom could be bombarded so that the electrons could be thrown off. The splitting of the atom opened to a man a new and enormous source of energy. The most important results were obtained by splitting of uranium atoms.

Ernest Rutherford worked in Canada, lectured in the United States and England. He paid much attention to his young pupils. Rutherford made a thorough study of radioactivity and taught young scientist in the field of atomic research. At present we are only at the beginning of the use of atomic energy for peaceful purposes.

 

Упражнение.4. Напишите русские эквиваленты следующих выражений из текста.

1. to be interested in ( physics, chemistry, etc.)

2. to take part in

3. scientific society

4. indivisible units

5. the splitting of the atom

6. scattering of particles

7. enormous source of energy

Упражнение.5. Ответьте на вопросы по тексту.

1. What subjects was little Ernest interested in?

2. Where did Rutherford begin his research work?

3. What is the title of his famous scientific work?

4. What did this work deal with?

5. How did Ernest Rutherford describe the structure of the atom?

6. What is written about Rutherford’s pedagogical work?

Упражнение.6. Выпишите из текста сказуемые, в составе которых имеются модальные глаголы или их эквиваленты.

 

УРОК 3

 

Грамматика: многофункциональность слов “one”,“that”, определительные и обстоятельственные причастные обороты (повторение).

Задание 1. Подготовьте следующий теоретический материал пограмматике на русском языке.

1. Заместители существительных “that”,“those”,“one”,“ones”.

2. Функции слова “one”.

3. Определительный причастный оборот с Participle I and Participle II (повторение)

4. Обстоятельственный причастный оборот с Participle I and Participle II (повторение).

 

Смотрите грамматическое пояснение по имеющемуся учебнику.

 

1. М. Е. Чистик. Учебник английского языка для политехнических вузов .- М. , 1980.

1. Многофункциональность слова “one”, п.21(2), стр.298.

2. Указательные местоимения “that”,“those”, п.21(2), стр.296.

3. Причастие I , причастие II , п.17, стр.288.

2. Л. Н. Андрианова. Учебник английского языка для заочных технических вузов М. , 1980.

1. Многофункциональность слова “that”, п.139 , стр. 400.

2. Указательные местоимения “that”,“those”, п.12 , стр.314.

3. Слова-заместители, п.117-118, стр.386.

4. Местоимение “one” в функции формального подлежащего в неопределенно-личных предложениях , п.18, стр.319.

5. Причастие I, п.93-94, стр.365.

6. Причастие II, п.95-96, стр.367.

 

Грамматический комментарий

 

Слова-заместители

В английскому языке есть слова, которые употребляются в предложении, чтобы избежать повторения одного и того же слова. Такие слова называются словами-заместителями.

Для замены существительного в единственном числе употребляется местоимение “one”. Для замены существительного во множественном числе употребляется “ones” (множественное число местоимения “one”).

The new laboratory is equipped better than the old one. - Новая лаборатория оборудована лучше, чем старая (лаборатория).

There are many technical journals in our study. The most interesting ones are on that shelf. - В нашем кабинете много технических журналов. Самые интересные (журналы) - на той полке.

Местоимение “one” как слово-заместитель или совсем не переводится на русский язык или переводится тем существительном, которое оно заменяет.

Для замены предшествующего существительного, за которым следует какой-либо предложный оборот, употребляется местоимение “that” (во множественном числе “those”).

Слово “that” (“those”) в этой функции переводится существительным, которое оно заменяет или не переводится совсем.

The accuracy of this hew device is higher then that of the old one. - Точность этого нового прибора выше, чем точность старого (прибора).

 

Местоимение “one” в функции формального подлежащего в

неопределенно-личных предложениях.

Местоимение “one” употребляется в качестве подлежащего для обозначения неопределенного лица.

Как правило, оно употребляется в сочетании с модальными глаголами “must”, “should”,“can”. Такое сочетание переводится “нужно”,“следует”, “можно” в зависимости от модального глагола. Иногда местоимение “one” переводится словами “каждый”, “всякий”.

One should always come to the class in time. - Следует всегда приходить на занятия вовремя.

 

 

Многофункциональность слова “one”

 

пример функция перевод признаки
1.There is one table in this classroom. Числительное В этой аудитории находится один стол. One + сущест- вительное в единственном числе.
2.One can easily understand this text without a dictionary. Формальное подлежащее Можно ( каждый может) легко по- нять этот текст без словаря. One + модальный глагол
3.This experiment is more complicated than that one . Слово-замести- тель Этот эксперимент сложнее, чем тот ( эксперимент ). That + one или прилагательное + one

 

Многофункциональность слова “that”

пример функция перевод признаки
1.That exercise was very difficult. Указательное местоимение То упражнение было очень труд- ным. That + сущест- вительное в единст. Числе
2.We know that all substances consist of atoms. Союз Мы знаем, что все вещества сос- тоят из атомов. That + местои- мение или су- ществительное в функции подл
3.My experiment is more compli- cated than that of my friend. Слово-заместитель Мой эксперимент сложнее, чем ( эксперимент) моего друга. That + сущест. с предлогом

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие слова в английском языке употребляются , чтобы избежать повторения одного и того же существительного ? Каковы их признаки ?

Как они переводятся на русский язык ?

2. В сочетании с какими модальными глаголами употребляется обычно слово ’’one ’’ в функции формального подлежащего ? Как такие сочетания переводятся на русский язык ?

3. Как переводятся на русский язык числительное “one”? Каковы его признаки ?

4. Какие функции может выполнять в предложении слово “that”? Как оно переводится в функции указательного местоимения ? Каковы его признаки в этой функции ? Как переводится слово “that” в функции союза ?

5. Как переводится на русский язык определительный и обстоятельственный причастный оборот ?