Экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности

Взаимоотношения человеческого общества и природы, варианты его решения

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

В основе взаимодействия человеческого общества и природы лежит естественный процесс изъятия из ПС необходимых для существования человека веществ (пищи, воды, леса, сырья и т.д.) и одновременное выделение в ОПС продуктов жизнедеятельности, отходов обработки и переработки сырья.

Современная модель взаимодействия общества и природы представлена на рис. 6.1. С функциональной точки зрения ее рассматривают как систему прямых и обратных связей, функционирующих в двух органически связанных между собой подсистемах. Подсистема-”природа – общество” выполняет экологическую функцию. имеющую жизнеобеспечительное значение. Она отражает экологические интересы общества и отдельного человека в здоровой и продуктивной для жизни ПС. Действие этой подсистемы подчиняется естественным законам развития. Подсистема "общество - природа" построена на обратном воздействии человека на среду своего обитания через потребление ПР и использование ее в качестве условия, средства и места жизни. Она выполняет экономическую функцию, подчиняется социальным законам развития материи и выражает экономические интересы общества.

В центре системы "природа - общество - природа" стоит человек, развитие которого подчинено в равной степени естественным и социальным законам движения материи. По своей биосоциальной сущности он одновременно выступает объектом и субъектом этой эколого-экономической системы. Как объект системы он испытывает на себе влияние законов развития естественного мира, являясь звеном единой экологической системы природы. Выступая субъектом» человек сам оказывает влияние на природу, приспосабливая ее в соответствии с законами общественного развития для удовлетворения своих материальных потребностей, действуя как звено социального организма, элемент его производительных сил. Налицо двуединая сущность человека. Она консолидирует естественную и социальную подсистемы в единую эколого-экономическую систему "природа - общество - природа".

Взаимодействие человека и среды его обитания в этой системе общественных связей приобретает характер общественного производственного отношения. Особенность такого отнесения в том, что оно выражает единство и борьбу двух противоположностей - экологических и экономических интересов развития общества. Единство этих интересов обеспечивается тем, что оба они образуют жизненный статус человека как субъекта данного общественного отношения, а противоположность обуславливается функционированием в этой системе двух разнохарактерных подсистем (естественной и социальной), развивающихся по свойственнымим законам движения.

Таким образом, противоположность экономических и экологических интересов существует объективно. Она заложена в самой системе "природа - общество - природа". Ввиду физической ог-

раниченности естественных ресурсов Земли (см. выше), существующей разницы между безотходной технологией природы и общественным производством (исторически ориентированное на потребление ПР и образование отходов), удовлетворение экономических интересов, связанное с использованием и потреблением природной материи, неизбежно вносит негативное изменение в естественную среду. Эти изменения обусловлены истощением и загрязнением ПС, что отражается на качестве выполняемой природой экологической функции. В ряду случаев (например, в районе Арала) природа оказывается не в состоянии без помощи человека сохранить оптимальные биологические условия жизни. Особенно обострилась борьба этих противоположностей в период НТР, " когда масштабы воздействия хозяйственной деятельности на ПС стали поистине гигантскими. Поэтому возникла проблема определения оптимального соотношения экологических и экономических интересов.

Критериями оценки экологических последствий являются: 1) уровень отклонения в нормальном функционировании природных экосистем; 2) характер экологических потерь в ПС; 3) возможность влияния изменений в ПС на здоровье человека, а также на состояние растительного и животного мира. Экономические последствия определяются показателями: 1) затраты на мероприятия по предупреждению вредного воздействия на ОПС; 2) экономическая эффективность от планов и мероприятий по ОП; 3) экономический ущерб от наступления отрицательных последствий вредного воздействия на ОПС либо от внедрения мер экологической защиты ОПС. В зависимости от оценки последствий хозяйственного воздействия на ОПС в рамках социальной эффективности принимают варианты решения взаимоотношений общества и природы. Их может быть три.

Первый вариант строится на альтернативе экономических и экологических интересов с приоритетом требований ООС. Это связано с очевидностью необратимости экологических потерь и неотвратимости негативных изменений в естественной среде, что создает угрозу здоровью человека и нормальному функционированию экосистем. Поэтому в РФ действует решение об ограничении строительства новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств в Европейской ее части.

Второй вариант основывается на сочетании экологических и экономических интересов. Он применяется в случаях, когда развитие хозяйственной деятельности сопровождается мерами по защите ОПС, предупреждений и устранению наносимого вреда и воспроизводству ПР региона, страны. Примером является установление

и применение в РФ и других странах ПДК, ПДВ и ПДС вредных веществ в ОПС, Они не ограждают ее от влияния хозяйственного развития, но служат гарантией отсутствия в ней негативных изменений, а также нарушения здоровья человека или воспроизводства растительного и животного мира.

Третий вариант исходит из возможности совмещения хозяйственных и природных интересов в рамках единого эколого-зкономического отношения к охране ОПС. Достигаемый при этом экологический эффект становится экономической выгодой деятельности предприятия, которая одновременно оборачивается для него экологическим эффектом. Примером является внедрение мало- и безотходной технологий, минимизация и утилизация отходов, регенерация исходных материалов, утилизация и рекуперация вторичных топливо энергетических ресурсов и т.п.

Наиболее целесообразным и перспективным является третий вариант. Для его реализации человечество должно научиться у природы безотходной технологии, прекратить выбросы отходов в ОПС, полностью перерабатываяих во вторичные полезные обществу продукты. При этом отходы одного промышленного производства могут служить исходным сырьем для другого. Именно такой комплексный подход к проблеме взаимодействия общества и природы обеспечит успешное развитие нашей цивилизации.

 

 

Экологическая экспертиза (ЭЭ) - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ. Ее целью является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий при реализации данного объекта. Она является обязательной мерой охраны ОПС до принятия хозяйственной и иной деятельности.

ЭЭ осуществляется в соответствии с ФЗ РФ "Об экологической экспертизе" (1995 г.) и рядом НТД по ОП, развивающих данный закон.

ЭЭ основывается на принципах: 1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности; 2) обязательности проведения государственной ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ; 3) комплексности оценки воздействия на ОПС деятельности и его последствий; 4) обязательности учета

требований экологической безопасности при проведении ЭЭ; 5) достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ; 6) независимости экспертов ЭЭ в ходе осуществления ими своих полномочий; 7) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ; 8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; 9) ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ЭЭ.

В РФ ЭЭ может быть государственной (ГЭЭ) и общественной (ОЭЭ). ГЭЭ организуется и проводится: на федеральном уровне -Департаментом ГЭЭ Госкомэкологии РФ; на уровне субъектов РФ -специализированными подразделениями (управления, отделы) республиканских. краевых и областных (а в Москве и Санкт-Петербурге - городских) комитетов ООС. К ГЭЭ привлекаются внештатные эксперты из числа ученых и специалистов по экологическим, экономическим, правовым и иным вопросам в области ОПС, экологической безопасности и рационального использования всех видов ПР. ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением которых в соответствии с их уставами является охрана ОПС (в том числе организация и проведение ЭЭ) и которые зарегистрированы в установленном в РФ порядке.

Объектами обязательной ГЭЭ федерального уровня являются:

1) проекты правовых актов РФ, нормативно-технических и инструктивно-методических документов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОПС;

2) материалы, подлежащие утверждению органами госвласти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории РФ (т.е. проекты комплексных и целевых федеральных программ, генпланов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования, схем развития отраслей народного хозяйства РФ, генсхем расселения, природопользования и территориальной организации производственных сил РФ, крупных регионов и национально-государственных образований и т.п.);

3) ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты» осуществление которых может оказать негативное воздействие на ОПС в пределах двух и более субъектов РФ;

4) ТЭО и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на ОПС сопредельных государств;

5) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование ПР, которые находятся в ведении РФ;

6) проекты международных договоров;

7) проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утвержденный Госкомэкологией РФ;

8) проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других ПР, находящихся в ведении РФ;

9) объекты ГЭЭ, ранее получившие положительное заключение ГЭЭ, в случае их доработки, изменения условий природопользования, реализации с отступлениями от утвержденной документации, истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ или внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ (полный их перечень см. в ст. 11 вышеуказанного ФЗ РФ).

Объектами обязательной ГЭЭ на уровне субъектов РФ являются вышеперечисленные объекты, но находящиеся в ведении конкретного субъекта РФ, а также все виды градостроительной, документации (Схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований; генпланы городов, других поселений и их систем; проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; генпланы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов и магистралей городов; проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений), проекты рекультивации земель, нарушенных в результате различных видов работ, и т. д. (полныйих перечень см. в ст. 12 ФЗ РФ).

Объектами ОЭЭ являются все вышеуказанные объекты, по которым проводится обязательная ГЭЭ федерального уровня и уровня субъекта РФ. Исключением для ОЭЭ являются объекты, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и/или иную охраняемую тайну.

ГЭЭ (в том числе повторная) проводится при условии соответствия формы и содержания представленных материалов: 1) документации по объекту ГЭЭ в объеме, установленном Департаментом ГЭЭ или специализированным подразделением Госкомэкологии субъекта РФ, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) данного объекта ГЭЭ, которые выполнены в строгом соответствии с Положением об ОВОС в РФ, утвержденным

Минприродой РФ 18.04.94 г.; 2) положительных заключений и/или документов согласований органов федерального надзора и контроля (например, Госгортехнадзора РФ, Госатомнадзора РФ и т.д.) с органами местного самоуправления; 3) заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения данными органами и заключений ОЭЭ в случае ее проведения; 4) материалов обсуждений по объекту ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее одного месяца после ее оплаты (источник финансирования органов ГЭЭ в РФ) и приемки комплекта необходимых материалов и документов, указанных выше. Продолжительность ГЭЭ определяется сложностью объекта ГЭЭ (в Тверской области простой объект - 1 мес., средней сложности - 3 мес. и очень сложный - 6 мес.), но не более 6 месяцев. ГЭЭ проводится экспертной комиссией (штатные + внештатные эксперты), образованной соответствующим органом ГЭЭ для конкретного объекта экспертизы. Итоговым результатом проведения ГЭЭ является заключение.

Оно подготавливается назначенной экспертной комиссией и содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на ОПС рассматриваемого объекта и о возможности его реализации в жизнь. Заключение считается принятым, если его одобрило квалифицированное большинство списочного состава указанной экспертной комиссии. К нему прилагают особые обоснованные мнения ее экспертов, несогласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Оно подписывается руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии и не может быть изменено без их согласия. После его утверждения Департаментом ГЭЭ или специализированным подразделением Госкомэкологии РФ субъекта РФ такое заключение приобретает статус заключения ГЭЭ. Утверждение заключения является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ требованиям НТД по ОП, действующих в РФ и ее субъектах. Повторное проведение ГЭЭ осуществляется только на основании решения суда или арбитражного суда.

Заключение ГЭЭ по всем объектам, за исключением проектов нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ в течение определенного срока, установленного органом ГЭЭ. Правовым последствием отрицательного заключения является

запрет реализации этого объекта. При получении отрицательного заключения ГЗЭ Заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом изложенных замечаний. Несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Заключение ГЭЭ по проектам нормативных правовых актов РФ или ее субъектов рассматриваются принимающими эти акты органами госвласти.

В 1995 г, органами ГЭЭ РФ было рассмотрено более 80 тыс, документов (схем развития регионов, ТЭО строительства, проектов строительства, реконструкции и т.д.), из которых 18% отклонено и отправлено на доработку. Наиболее частыми причинами отрицательного заключения ГЗЗ являются: некомплектность документации (нет ОВОС объекта ГЭЭ), отсутствие необходимых согласований и заключений органов госконтроля и надзора; отсутствие раздела "Охрана ОС" или его разработка с отступлением требований СНиП 11-01-95, безвариантность принимаемых решений, использование устаревших методик расчета выбросов и сбросов и т.д. Многие из недостатков обусловлены низкой квалификацией разработчиков представляемых материалов.

С ОВОС объекта ГЭЭ студенты знакомятся при изучении дисциплин, "Строительная экология" или "Инженерная экология", или "Безопасность жизнедеятельности".

ОЭЭ проводится до ГЭЭ или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от ГЭЭ на тех же объектах ЭЭ. Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ, имеют право: 1) получать от Заказчика документацию, подлежавшую ЭЭ, в требуемом объеме; 2) знакомиться с НТД, устанавливающей требования к проведению ГЭЭ: 3) участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ. Эти организации (объединения) обязаны известить население о начале и результатах проведения ОЭЭ.

Заключение ОЭЭ направляется в орган ГЭЭ РФ или ее субъекта, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации данного объекта, органам местного самоуправления и другим заинтересованным лицам. Она приобретает юридическую силу после утверждения его органом ГЭЭ РФ или ее субъекта. Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых органами местного самоуправления.

Заказчики документации, подлежащей ЭЭ, имеют определенные права и обязанности, а также несут уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность за нарушения законодательства об ЭЭ. Такую же ответственность несут органы ГЭЭ, руководители и члены экспертных комиссий за соответствующие нарушения (детально см. раздел UII ФЗ РФ "Об экологической экспертизе").