Лекция 29. Мониторинг окружающей среды.

 

Мониторингом окружающей среды называют регу­лярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и жи­вотного мира, позволяющие выделить их состояния и про­исходящие в них процессы под влиянием антропогенной дея­тельности.

Необходимость в экологическом мониторинге возник­ла несколько десятилетий назад в связи с ухудшением каче­ства окружающей среды как в национальном, так и в меж­дународном масштабах. Экологический мониторинг представляет собой мони­торинг антропогенного воздействия на окружающую при­родную среду, изменения состояния природной среды и эко­систем, проводимый для оценки экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также в целях про­гнозирования возможных изменений.

Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

 

В состав мониторинга входят:

 

1) наблюдение за изменением качества окружающей среды под воздействием различных факторов;

2) оценка фактического состояния природной среды;

3) прогноз изменения качества среды.

 

В 1975 г. была организована Глобальная система мо­ниторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в по­следнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальне­го переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресур­сов суши.

Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами.

Региональный мониторинг осуществляется за счет си­стемы станций, куда поступает информация, в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хо­зяйством, а, следовательно, подверженных антропогенному воздействию.

К локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий. Локальный мониторинг осуществляется с помощью ста­ционарных, передвижных или подфакельных постов. Такая система имеется в большинстве крупных городов России.

Система мониторинга реализуется на нескольких уров­нях, которым соответствуют специально разработанные программы:

1) импактном – изучение сильных воздействий в ло­кальном масштабе;

2) региональном – проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воз­действия различных факторов, характерных для экономики региона;

3) фоновом – на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность.

Система наземного мониторинга подразделяется на блоки: биологический, геосистемный и биосферный.

Биологический(санитарно-гигиенический) блок монито­ринга обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием среды и ее влиянием на здоровье человека. Значение этого блока мониторинга трудно переоценить. Нередко люди и не представляют, какой опасности они подвергают свое здоро­вье, проживая в той или иной местности. Сравнение пока­зателей некоторых болезней на различных территориях дает возможность установить, в какой степени благоприятны или неблагоприятны условия для жизни и деятельности человека.

Геосистемный (геоэкологический, хозяйственный) блок мониторинга включает наблюдения за изменением природ­ных геосистем и превращением их в природно-технические. Практика показывает, что прогнозы по созданию опти­мальных природно-технических систем, в пределах кото­рых может жить и работать человек без ущерба для свое­го здоровья, удается получить в результате тщательного изучения механизмов превращения природных геосистем в природно-технические.

Биосферный(глобальный) блок мониторинга охваты­вает наблюдения за параметрами геосферы в глобальном масштабе. Это наиболее сложная система наблюдений, ко­торая позволяет прогнозировать изменения качества окру­жающей человека среды в глобальном масштабе. В качестве примеров можно привести прогнозы по потеплению клима­та из-за возникновения парникового эффекта, его послед­ствия для природы планеты и концепцию «ядерной зимы» как результата атомной войны. Эти примеры — яркое под­тверждение необходимости тщательного изучения и учета всех прогнозов по изменению природы Земли, особенно при проведении международной политики.

 

Лекция 30. Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза— это установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.

 

Цель экологической экспертизыобеспечить предупре­ждение вредных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Задача —оценить степень эколо­гического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 

Основными принципами экологической экспертизы яв­ляются:

1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательность проведения государственной эколо­гической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

3) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и их послед­ствий;

4) обязательность учета требований экологической бе­зопасности;

5) достоверность и полнота информации, представляе­мой на экологическую экспертизу;

6) независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

7) научная обоснованность, объективность и законность сделанных заключений;

8) гласность, участие граждан и общественных организа­ций, учета общественного мнения;

9) ответственность участников экспертизы и заинтере-
сованных лиц за организацию, проведение и качество эко-
логической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется как государ­ственная, так и общественная экологическая экспертиза.

Информация о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органами управления при реализации объекта экспертизы должна быть доступной для широких масс населения.

Государственная экологическая экспертиза(ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий го­сударственных органов и экспертных комиссий.Цель го­сударственной экологической экспертизы — проверка и оценка объекта экспертизы на соответствие требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасно­сти. Объектамигосударственной экологической эксперти­зы являются все материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Российской Фе­дерации. Выделяют шесть направлений государственной экологической экспертизы:

1) утверждение проектов пла­нов;

2) утверждение предплановой документации (схемы и проекты районной планировки и застройки, схемы ис­пользования природных ресурсов и др.);

3) утверждение проектно-сметной документации (основные положения и условия на строительное проектирование);

4) утвержде­ние нормативно-правовой документации;

5) утверждение нормативно-технической документации;

6) утверждение новых технологий, техники, материалов, веществ.

К объектам экологической экспертизы относятся эколо­гические обоснования выдаваемых лицензий на природо­пользование. Для оперативности и удобства установлены общие тре­бования к содержанию лицензии. Лицензия —это доку­мент, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при со­блюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Заключением государственной экологической экспертизыявляется документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости деятель­ности и о возможности реали­зации объекта государственной экологической экспертизы. Этот документ должен быть одобрен квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение должно быть подписано руководителем, ответ­ственным секретарем и членами экспертной комиссии.

При отрицательном заключении государственной эко­логической экспертизы заказчик имеет право представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при устранении недостатков.

Закон закрепляет гарантии эффективности государствен­ной экологической экспертизы: кому адресовано экспертное заключение — предусматривается обязательный характер устранения замечаний в проекте; кто выносит экспертное заключение — предусматривается юридическая ответствен­ность за правильность и обоснованность своих заключений.

Ответственность за невыполнение требований госу­дарственной экологической экспертизы в первую очередь должны нести руководители предприятий, учреждений, ор­ганизаций.

Общественная экологическая экспертиза организует­ся и производится по инициативе граждан и общественных организаций. Целью общественной экологической экспер­тизы наряду с проверкой и оценкой объекта охраны окру­жающей среды и экологической безопасности является ши­рокое распространение научно обоснованной информации о потенциальной экологической опасности объекта, привле­чение внимания государственных органов с целью устране­ния такой опасности и др. Такая экспертиза производится научными коллективами, общественными объединениями. Заключение общественной экологической экспертизы но­сит рекомендательный, информационный характер. Члены общественных экспертных коллективов несут ответствен­ность за правильность и обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для проведения экологической экспертизы могут служить решения местных представительных орга­нов, референдумов, собраний и др.

Государственная экологическая экспертиза проводится в пять этапов:

1) назначение экспертизы и ее организация;

2) сбор, обобщение, анализ и оценка поступившей ин­формации;

3) формирование предварительного заключения и озна­комление с ним общественности;

4) представление окончательного заключения эксперт­ной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем экспертной комиссии;

5) разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно представить под­тверждающие документы в течение 30 дней со дня получе­ния им уведомления о необходимости оплаты.

После поступления материалов в МПР России руковод­ство экспертного подразделения определяет ответственно­го исполнителя из числа штатных сотрудников и передает ему полученные материалы для организации и проведения ГЭЭ. Ответственный исполнитель при наличии полного комплекта документации определяет: 1) сложность объек­та ГЭЭ; 2) срок проведения ГЭЭ; 3) число привлекаемых экспертов; 4) стоимость проведения ГЭЭ.

Срок проведения ГЭЭ определяется сложностью объ­екта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложностью природных усло­вий и др. Для простых объектов срок устанавливается до 30 дней; для объектов средней сложности — до 60 дней; для сложных объектов — 120 дней. Допускается корректи­ровка сроков экспертизы. Однако они не должны превы­шать шести месяцев.

Ответственный исполнитель подготавливает: 1) техни­ческое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ; 2) предложения по кандидатурам руководителя и ответ­ственного секретаря экспертной комиссии. Руководитель и ответственный исполнитель экспертной комиссии опре­деляют персональный состав (в экспертную комиссию мо­гут входить внештатные сотрудники); 3) подготавливают проект календарного плана и техническое задание членам экспертной комиссии.

Экспертиза объекта начинается с подписания приказа МПР России (его территориального органа) о ее проведе­нии, но не позднее чем через 30 дней со дня оплаты заказ­чиком работ.