Лекция 29. Мониторинг окружающей среды.
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Необходимость в экологическом мониторинге возникла несколько десятилетий назад в связи с ухудшением качества окружающей среды как в национальном, так и в международном масштабах. Экологический мониторинг представляет собой мониторинг антропогенного воздействия на окружающую природную среду, изменения состояния природной среды и экосистем, проводимый для оценки экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также в целях прогнозирования возможных изменений.
Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.
В состав мониторинга входят:
1) наблюдение за изменением качества окружающей среды под воздействием различных факторов;
2) оценка фактического состояния природной среды;
3) прогноз изменения качества среды.
В 1975 г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши.
Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами.
Региональный мониторинг осуществляется за счет системы станций, куда поступает информация, в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством, а, следовательно, подверженных антропогенному воздействию.
К локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий. Локальный мониторинг осуществляется с помощью стационарных, передвижных или подфакельных постов. Такая система имеется в большинстве крупных городов России.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
1) импактном – изучение сильных воздействий в локальном масштабе;
2) региональном – проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона;
3) фоновом – на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность.
Система наземного мониторинга подразделяется на блоки: биологический, геосистемный и биосферный.
Биологический(санитарно-гигиенический) блок мониторинга обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием среды и ее влиянием на здоровье человека. Значение этого блока мониторинга трудно переоценить. Нередко люди и не представляют, какой опасности они подвергают свое здоровье, проживая в той или иной местности. Сравнение показателей некоторых болезней на различных территориях дает возможность установить, в какой степени благоприятны или неблагоприятны условия для жизни и деятельности человека.
Геосистемный (геоэкологический, хозяйственный) блок мониторинга включает наблюдения за изменением природных геосистем и превращением их в природно-технические. Практика показывает, что прогнозы по созданию оптимальных природно-технических систем, в пределах которых может жить и работать человек без ущерба для своего здоровья, удается получить в результате тщательного изучения механизмов превращения природных геосистем в природно-технические.
Биосферный(глобальный) блок мониторинга охватывает наблюдения за параметрами геосферы в глобальном масштабе. Это наиболее сложная система наблюдений, которая позволяет прогнозировать изменения качества окружающей человека среды в глобальном масштабе. В качестве примеров можно привести прогнозы по потеплению климата из-за возникновения парникового эффекта, его последствия для природы планеты и концепцию «ядерной зимы» как результата атомной войны. Эти примеры — яркое подтверждение необходимости тщательного изучения и учета всех прогнозов по изменению природы Земли, особенно при проведении международной политики.
Лекция 30. Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза— это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.
Цель экологической экспертизы—обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Задача —оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.
Основными принципами экологической экспертизы являются:
1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2) обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экспертизы;
3) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;
4) обязательность учета требований экологической безопасности;
5) достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
6) независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
7) научная обоснованность, объективность и законность сделанных заключений;
8) гласность, участие граждан и общественных организаций, учета общественного мнения;
9) ответственность участников экспертизы и заинтере-
сованных лиц за организацию, проведение и качество эко-
логической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляется как государственная, так и общественная экологическая экспертиза.
Информация о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органами управления при реализации объекта экспертизы должна быть доступной для широких масс населения.
Государственная экологическая экспертиза(ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных органов и экспертных комиссий.Цель государственной экологической экспертизы — проверка и оценка объекта экспертизы на соответствие требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности. Объектамигосударственной экологической экспертизы являются все материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Российской Федерации. Выделяют шесть направлений государственной экологической экспертизы:
1) утверждение проектов планов;
2) утверждение предплановой документации (схемы и проекты районной планировки и застройки, схемы использования природных ресурсов и др.);
3) утверждение проектно-сметной документации (основные положения и условия на строительное проектирование);
4) утверждение нормативно-правовой документации;
5) утверждение нормативно-технической документации;
6) утверждение новых технологий, техники, материалов, веществ.
К объектам экологической экспертизы относятся экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Для оперативности и удобства установлены общие требования к содержанию лицензии. Лицензия —это документ, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Заключением государственной экологической экспертизыявляется документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Этот документ должен быть одобрен квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение должно быть подписано руководителем, ответственным секретарем и членами экспертной комиссии.
При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик имеет право представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при устранении недостатков.
Закон закрепляет гарантии эффективности государственной экологической экспертизы: кому адресовано экспертное заключение — предусматривается обязательный характер устранения замечаний в проекте; кто выносит экспертное заключение — предусматривается юридическая ответственность за правильность и обоснованность своих заключений.
Ответственность за невыполнение требований государственной экологической экспертизы в первую очередь должны нести руководители предприятий, учреждений, организаций.
Общественная экологическая экспертиза организуется и производится по инициативе граждан и общественных организаций. Целью общественной экологической экспертизы наряду с проверкой и оценкой объекта охраны окружающей среды и экологической безопасности является широкое распространение научно обоснованной информации о потенциальной экологической опасности объекта, привлечение внимания государственных органов с целью устранения такой опасности и др. Такая экспертиза производится научными коллективами, общественными объединениями. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный, информационный характер. Члены общественных экспертных коллективов несут ответственность за правильность и обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для проведения экологической экспертизы могут служить решения местных представительных органов, референдумов, собраний и др.
Государственная экологическая экспертиза проводится в пять этапов:
1) назначение экспертизы и ее организация;
2) сбор, обобщение, анализ и оценка поступившей информации;
3) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;
4) представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем экспертной комиссии;
5) разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.
Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения им уведомления о необходимости оплаты.
После поступления материалов в МПР России руководство экспертного подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сотрудников и передает ему полученные материалы для организации и проведения ГЭЭ. Ответственный исполнитель при наличии полного комплекта документации определяет: 1) сложность объекта ГЭЭ; 2) срок проведения ГЭЭ; 3) число привлекаемых экспертов; 4) стоимость проведения ГЭЭ.
Срок проведения ГЭЭ определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложностью природных условий и др. Для простых объектов срок устанавливается до 30 дней; для объектов средней сложности — до 60 дней; для сложных объектов — 120 дней. Допускается корректировка сроков экспертизы. Однако они не должны превышать шести месяцев.
Ответственный исполнитель подготавливает: 1) техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ; 2) предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии. Руководитель и ответственный исполнитель экспертной комиссии определяют персональный состав (в экспертную комиссию могут входить внештатные сотрудники); 3) подготавливают проект календарного плана и техническое задание членам экспертной комиссии.
Экспертиза объекта начинается с подписания приказа МПР России (его территориального органа) о ее проведении, но не позднее чем через 30 дней со дня оплаты заказчиком работ.