Право собственности ан природные ресурсы и природопользование в РФ
Для предотвращения экологических правонарушений необходимо экологическое воспитание и образование, а также просвещение населения России.
Компетенция органов государственного управления ООС в России регламентируется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., является первой конституцией России, в которой появились статьи, посвященные экологии.
3. Главным среди источников экологического права является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый 10 января 2002 г.
5. В России существуют 4 вида ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом экологического права?
2. Что подразумевается под объектами и субъектами экологического права?
3. Что такое нормы экологического права в РФ?
4. Какова иерархия источников экологического права в России?
5. Какой специально уполномоченный государственный орган является головным в области ООС в РФ?
6. Какие статьи Конституции РФ имеют экологическое содержание?
7. В чем отличие экологического проступка от преступления?
8. В каких случаях наступает дисциплинарная ответственность за нарушение природоохранного законодательства?
9. В чем состоит главная особенность административной ответственности за экологические проступки?
10. Когда наступает уголовная ответственность за экологические преступления?
11. В чем заключается главная особенность гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения?
12. Какой закон является главным в области ООС в России?
Литература по теме
1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М., 1998, 2000.
2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник для юридических ВУЗов. М., 1998, 2000.
3. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М., 2003.
4. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.
5. Разумова Е.Р. Экологическое право. Курс лекций. М.: МИЭМП, 2005.
6. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. М., 1992.
11.1.Виды собственности на природные ресурсы в РФ.Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию — это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст.ст. 9, 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники, национальные парки). Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.
Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.
11.1.1.Право частной собственности на природные ресурсы.Земля отличается от остальных природных ресурсов тем, что выступает в качестве средства производства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.
Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений земельной реформы в России, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Это право закреплено также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г. Иные природные ресурсы (недра, воды, леса, животный мир) в основном пока образуют общественное достояние.
Согласно Водному кодексу РФ 1995 г., обособленные водные объекты также могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, однако уточняется, что в частной собственности могут находиться обособленные водные объекты, не имеющие гидрологической связи с другими поверхностными водными объектами.
Лесной кодекс РФ 1997 г. также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.
Представители животного мира (имеются в виду дикие животные, находящиеся в условиях естественной свободы) не могут быть объектами частной собственности (ФЗ «О животном мире»).
11.1.2.Право государственной собственности на природные ресурсы.Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности на природные ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) и региональную (т.е. собственность субъекта федерации — отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.
Закон предусматривает, что к федеральным природным ресурсам относятся:
1. земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;
2. участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;
3. особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;
4. виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;
5. месторождения полезных ископаемых национального значения;
6. водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;
7. природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;
8. территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.
В собственности субъектов Федерации, согласно Водному кодексу, могут находиться водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории субъекта РФ.
Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г., леса находятся преимущественно в государственной собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъекта РФ.
Недра России находятся, в основном, в государственной федеральной собственности, являются общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некоторые месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, могут быть переданы в собственность субъекта Федерации.
Таким образом, все природные ресурсы России, кроме земельных, находятся преимущественно в федеральной и частично в региональной собственности.
11.1.3.Право муниципальной собственности на природные ресурсы.Закон устанавливает, что в состав муниципальной собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.
11.1.4.Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.Эти основания в значительной мере зависят от формы собственности. Это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если в течение трех лет он не используется по назначению или его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального природопользования.
Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. В п. 3 той же статьи говорится: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
11.2.Природопользование в РоссиюПраво природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей. В зависимости от объекта различают право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром, недропользования. По критерию основания возникновения различают общее и специальное природопользование.
Общее природопользование является общедоступным, нацелено на удовлетворение физических потребностей человека и связано с его конституционным правом на чистую, благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Оно не требует особого разрешения со стороны компетентных государственных органов и осуществляется бесплатно. В земельном законодательстве прямо не предусмотрено общее землепользование. Однако в городах, поселках, сельских населенных пунктах предусмотрены земли общего пользования: улицы, площади, набережные. Достаточно четко и полно право общего природопользования выражено в лесном и водном законодательстве.
В Лесном кодексе (имеется в виду Лесной кодекс РФ 1997 г.) установлено, что граждане могут свободно пребывать в лесном фонде. Там же разъяснено, что для собственных нужд можно собирать дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях, заниматься спортом. Однако при этом установлены некоторые ограничения: нельзя собирать дикорастущие растения, занесенные в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащего сырья.
Водный кодекс РФ 1995 г. разрешает общее водопользование без применения технических средств, сооружений и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется при занятиях водными видами спорта, купании, плавании на маломерных судах, водопое скота.
Закон РФ «О животном мире» не предусматривает права общего пользования животным миром. Однако спортивный и любительский лов видов рыб, не отнесенных к ценным, может осуществляться свободно без применения технических средств (к последним относится рыболовная сеть).
Специальное природопользование связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества. Оно сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на окружающую среду.
Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, за исключением уже оговоренных случаев общего землепользования в городах и сельских поселениях, все землепользование в России является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании разрешения (лицензии), выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо на основании договора купли-продажи.
Специальное водопользование - это использование водных объектов с применением технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Особой разновидностью специального водопользования является предоставление прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и быта.
К специальному относится пользование животным миром, за исключением спортивного и любительского лова рыбы без применения технических средств.
Субъектом права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться лесом, водой, землей для удовлетворения своих физических потребностей, собственных нужд, но не для осуществления хозяйственной предпринимательской деятельности.
Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели, причем юридические лица выступают в двух качествах: как хозяйствующие субъекты, с одной стороны, и как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными ресурсами, - с другой. Субъекты специального природопользования должны обладать дееспособностью, т.е. иметь права и нести обязанности. Так, право на получение лицензии на специальное природопользование возникает у гражданина с 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.
Объектами права природопользования являются, как правило, природные ресурсы, а также природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания). Предоставляемые в пользование природные объекты могут находиться в государственной, частной или муниципальной собственности.
Выводы и итоги
1. В России имеется 4 вида собственности на землю и другие на природные ресурсы: государственная (существующая в двух разновидностях - федеральной и региональной), частная (только на землю) и муниципальная.