Система сигнализации пожара ССП-2А

 

На самолетах Ан-2 установлена система ССП-2А, которая выполняет следующие функции:

1) обнаруживает возникновение пожара на двигателе;

2) выдает световую сигнализацию о пожаре;

3) обеспечивает ручное управление пожаротушением;

4) обеспечивает проверку исправности противопожарной системы.

В систему сигнализации пожара ССП-2А (рис.9.16) входят: девять датчиков ДПС-1А (смонтированы на двигателе); исполнительный блок БИ-2АЮ (находится под полом кабины пилотов между шпангоутами № 3 и 4); девять розеток Р-417 для крепления датчиков на двигателе; автомат защиты сети АЗС-5 пожаротушения (расположен на приборной доске пилотов).

Температура срабатывания системы при скорости нарастания температуры среды, окружающей датчик, равной 2° С в секунду, и одновременном нагреве трех датчиков равна 170° С. Система приходит в состояние готовности к действию после прекращения нара­стания температуры среды, а также при снижении температуры до 130°С (температура опускания системы). Система также обеспечивает не менее чем пятикратное срабатывание и возвращение в состояние готовности к действию в условиях охвата датчиков пламенем.

Система ССП-2А сохраняет свою работоспособность в следующих условиях:

— при изменении температуры окружающей среды: для исполнительного блока БИ-2АЮ — в пределах от —60 до +60° С; для датчиков ДПС-1А — в пределах от —60 до +350° С;

— при кратковременном охвате датчиков ДПС-1 пламенем (порядка 10 сек);

— при влажности окружающей среды до 98%;

— при разрежении среды до 400 мм рт. ст.

Система не дает ложных срабатываний при коротком замыкании и при обрыве цепи датчиков. Она срабатывает от бортовой сети напряжением 27 в ±10%.

Принцип действия системы ССП-2А заключается в следующем*. При возникновении пожара на двигателе датчики ДПС-1А будут охвачены средой, температура которой нарастает не ниже чем 2° С в секунду. В термобатареях этих датчиков возникает термо-э. д. с., вызывающая ток в обмотке поляризованного реле в блоке исполнения БИ-2АЮ, достаточный для срабатывания этого реле. Реле срабатывает и включает лампу сигнализации пожара через промежуточное реле РВЗ-45 пожарной системы.

При загорании красной лампы сигнализации пожара пилот должен нажать на кнопку тушения пожара. При этом подается питание на пироголовку пожарного баллона, которая взрывается и открывает доступ пожаротушащей смеси от баллона к распылительному коллектору на двигателе. При этом гаснет желтая лампа СМ-31 сигнализации исправности пироголовки.

Если пожар наблюдается визуально, а система сигнализации по каким-либо причинам не сработала, то кнопку пожаротушения необходимо нажать, не дожидаясь загорания красной лампы сигнализации пожара.

Исправность системы сигнализации пожара ССП-2А перед полетом необходимо проверять следующим образом:

1) включить АЗС-5 системы пожаротушения (поз.4). При этом загорается желтая сигнальная лампа исправности пироголовки пожарного баллона (поз.7);

2) переключатель проверки исправности системы (поз.9,10) переключить в положение 1-й группы датчиков. При этом в блоке БИ-2АЮ сработает реле Р2 и замкнет свой контакты 23 и 5—6. Тем самым напряжение бортсети через цепи трех датчиков ДПС-1А будет подано на реле Р1. Реле сработает и включит красную лампу сигнализации пожара (поз.5);

3) проверка 2-й и 3-й групп датчиков производится таким же образом. Только переключатель проверки уже надо устанавливать соответственно в положение 2-й и 3-й групп датчиков. Кнопку пожаротушения при этом нажимать нельзя, так как сработает пироголовка баллона.

Рис. 9.16. Монтажная схема противопожарного оборудования:

1— коллектор тушения пожара; 2— датчик пожаротушения ДПС-1АГ; 3— плюсовый щиток; 4— АЗС противопожарной системы; 5— лампа сигнализации пожара; 6— кнопка 204К включения баллона; 7— лампа проверки исправности баллона; 8— исполнительный блок БИ-2АЮ; 9,10— переключатель проверки исправности системы; 11— баллон с пироголовкой

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Радченко И.В. и др. Самолет Ан-2. М.Транспорт 1974.

2. Радченко И.В. и др. Самолет Ан-2. М. РИО Аэрофлота. 1964г.

3. Аверкиев В.А. и др. Летная эксплуатация самолета Ан-2.М. Машиностроение 1984г.

4. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию самолета Ан-2. Под ред. Р.Легенцкого. ПНР, 1975.

Приложение 1.