Задачи социального воспитания (Барышников).

Социальное воспитание, осуществляясь в различных социальных институтах, будет решать задачи специфического характера – воспитание в семье, в образовательном учреждении, в религиозных организациях и т.п.

Задачи социального воспитания будут зависеть от общей воспитательной направленности, от целей воспитания, от особенностей субъектов воспитания.

Остановимся на позиции Е.Н. Барышникова, который под социальным воспитание понимает:

Социальное воспитание – это целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая решению социальных проблем учащихся.

И выделяет следующие задачи социального воспитания:

1. Оказание социальных услуг и поддержка социально неблагополучных учащихся. В основе проблем данного круга лежит социальное неблагополучие ребенка. Важно воспитать у учащегося умение видеть и строить свою жизненную перспективу. «Воспитать так, чтобы неблагополучный ребенок воспитал собственного благополучного ребенка».

2. Адаптация к нормам, правилам, законам поведения в обществе. Для решения данной задачи необходимо единство требований к учащимся и развитая система студенческого самоуправления.

3. Формирование ценностно-смысловых ориентиров социальной жизни. Важно помочь учащемуся найти свои собственные смыслы и самоопределиться в будущей профессии, в жизни в целом. Необходимо воспитать у студентов направленность и стремление к успеху.

4. Создание условий для социальной успешности. Данная задача ориентирована на работу с социально неуспешными студентами. Эффективными формами работы являются: коллективные творческие дела, тренинги, ролевые игры и т.д.

5. Формирование толерантности и культуры диалогового взаимодействия с субъектами социальной жизни. Важно в процессе воспитания снять соревновательную агрессию – соревноваться не с человеком, а с результатом. Толерантность надо воспитывать, начиная с толерантности на бытовом уровне (признание за другим человеком права быть другим).

6. Развитие социальной активности и творчества.

Этапы воспитательной деятельности:

- диагностика социальных проблем студентов;

- выбор задачи социального воспитания;

- разработка и реализация содержания воспитательной деятельности по данному направлению.