Принцип природосообразности социального воспитания

Традиционная трактовка принципа: воспитание должно соответствовать природе ребенка, учитывать и опираться на нее, оберегать и обогащать ее.

Отсюда вытекает необходимость соблюдения таких требований, как:

- индивидуальный подход – соответствие воспитания психолого-физиологическим особенностям ребенка;

- полоролевой подход – учет особенностей пола ребенка и формирование соответствующего типа поведения;

- возрастной подход – соответствие воспитания возрастным особенностям школьника, помощь в решении специфических возрастных задач.

Принцип культуросообразности социального воспитания

Данный принцип отражает аксиологический (ценностный) подход в воспитании.

Трактовка данного принципа предполагает осуществление воспитания в соответствии с общечеловеческими, национальными, региональными культурными ценностями, причем эти уровни должны гармонично соотноситься и способствовать становлению гуманного, толерантного и духовно богатого человека.

Принцип незавершимости воспитания

А.В. Мудрик отмечает, что воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность состояться заново: заново познать себя и других, заново реализовать свои возможности и самоутвердиться, заново найти свое место в мире. Согласно данному принципу каждый возрастной этап в развитии человека является самостоятельной ценностью, а не только этап подготовки к дальнейшей жизни.