Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

Сущность данного принципа отражает гуманистическую направленность социального воспитания, цель которого – развитие личности ребенка.

А.В. Мудрик отмечает, что реализация данного принципа предполагает, что социальное воспитание, воспитательные организации могут рассматриваться лишь как средство развития личности, ограничение приоритета которой возможна настолько, насколько это необходимо для других личностей (приоритеты личности должны соотносится с приоритетами других личностей).

Личность, по мнению А.В. Мудрика, это система отношений ребенка, с одной стороны, к миру и с миром , а с другой – к себе и самим собой.

Под отношением к миру понимается то, каким ребенок видит окружающий мир, окружающих его людей; под отношением с миром понимается практическая реализация ребенком себя во взаимодействии с окружающей его действительностью и другими людьми; отношение к себе рассматривается как совокупность представлений о самом себе; а отношение с самим собой отражает меру принятия самого себя и уровень самоуважения.

Принцип коллективности социального воспитания

А.В. Мудрик раскрывает данный принцип следующим образом – социальное воспитание, осуществляясь в коллективах разного типа, дает человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, а в целом – опыт адаптации и обособления в обществе.

Принцип диалогичности социального воспитания

Данный принцип вытекает из концепции, согласно которой социальное воспитание как сотрудничество педагога с воспитанниками, направленное на успешную социализацию последних, должно быть основано на конструктивном диалоге.

По мнению А.В. Мудрика, принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков и в большей мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитываемых, содержанием которого является обмен ценностями, а также совместное продуцирование (перенос) ценностей в процесс жизнедеятельности.