Тема 3: Основные задачи и принципы социального воспитания

 

Из определений социального воспитания следует, что оно предполагает целенаправленную деятельность педагога. Какими же принципами он должен руководствоваться в этой деятельности?

Прежде всего, вернемся к сущности категории «принцип». В словаре С.И. Ожегова это понятие определяется как:

5. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы

6. Убеждение, определенный взгляд на вещи

7. Основная особенность в устройстве чего-нибудь

Эти три аспекта отражают сущность понятия «принцип воспитания», так как воспитание определяется на определенную теорию (концепцию), осуществляется как особая деятельность педагога, имеющего собственные взгляды на воспитание, и является специфическим социальным процессом, имеющим собственную структуру.

Специфика каждого из этих аспектов определяет в конечном счете содержание и результаты воспитания в каждом конкретном случае.

Учитывая, что социальное воспитание активнее осуществляется в образовательном учреждении (школе), рассмотрим принципы социального воспитания на примере школьного класса.

По мнению В.Р. Ясницкой принципы социального воспитания – это основные, концептуальные положения, которые отражают педагогические убеждения и установки воспитателя и помогают ему на практике организовать воспитательный процесс.

Остановимся на принципах социального воспитания, сформированных А.В. Мудриком:

Принцип гуманистической направленности воспитания

Объединяющей идеей различных гуманистических теорий в педагогике является понимание воспитания как создания условий для развития личности на основе субъект-субъектного подхода.

С точки зрения В.М. Лизинского, сущностными чертами гуманистического воспитания являются:

- высокая степень толерантности педагогических подходов

- переход от мероприятий к системе воспитательных событий

- направленность на успешную социализацию воспитанника

А.В. Мудрик полагает, что в результате гуманизации воспитания человек осваивает позитивные нормы и ценности, проявляет себя как субъект социализации, предполагающей баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем.