Тема 3: Основные задачи и принципы социального воспитания
Из определений социального воспитания следует, что оно предполагает целенаправленную деятельность педагога. Какими же принципами он должен руководствоваться в этой деятельности?
Прежде всего, вернемся к сущности категории «принцип». В словаре С.И. Ожегова это понятие определяется как:
5. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы
6. Убеждение, определенный взгляд на вещи
7. Основная особенность в устройстве чего-нибудь
Эти три аспекта отражают сущность понятия «принцип воспитания», так как воспитание определяется на определенную теорию (концепцию), осуществляется как особая деятельность педагога, имеющего собственные взгляды на воспитание, и является специфическим социальным процессом, имеющим собственную структуру.
Специфика каждого из этих аспектов определяет в конечном счете содержание и результаты воспитания в каждом конкретном случае.
Учитывая, что социальное воспитание активнее осуществляется в образовательном учреждении (школе), рассмотрим принципы социального воспитания на примере школьного класса.
По мнению В.Р. Ясницкой принципы социального воспитания – это основные, концептуальные положения, которые отражают педагогические убеждения и установки воспитателя и помогают ему на практике организовать воспитательный процесс.
Остановимся на принципах социального воспитания, сформированных А.В. Мудриком:
Принцип гуманистической направленности воспитания
Объединяющей идеей различных гуманистических теорий в педагогике является понимание воспитания как создания условий для развития личности на основе субъект-субъектного подхода.
С точки зрения В.М. Лизинского, сущностными чертами гуманистического воспитания являются:
- высокая степень толерантности педагогических подходов
- переход от мероприятий к системе воспитательных событий
- направленность на успешную социализацию воспитанника
А.В. Мудрик полагает, что в результате гуманизации воспитания человек осваивает позитивные нормы и ценности, проявляет себя как субъект социализации, предполагающей баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем.