Вопросы культуры экспозиции

Согласно уставу ИКОГРАДА (Международное общество организаций графического дизайна) дизайнер-график – «это специалист, обладающий художественным восприятием, навыками, имеющий опыт или образование, позволяющие ему создавать рисунки или символы, предназначенные для воспроизведения любыми средствами визуальной коммуникации». В сферу его деятельности входит создание «типографских шрифтов, разработка фирменного стиля, графическое оформление упаковки, торговой и иной рекламы, оформление выставок и многое другое».

Работа над экспозицией ИКР не ограничивается только формально-эстетическим вкладом в рекламу и оформление. Качество графического оформления оценивается по многим критериям:

· Соотношение текста и графики

· Точность и новизна информации

· Пользой (от экономической до нравственной)

· Целенаправленностью

· Единством и целостностью всех элементов рекламы

· Интересной и броской графикой и др.

Чтобы удовлетворить этим требованиям, дипломнику необходимы знания по теории и психологии рекламы, анализ требований рынка и потребителей, знания психологических возможностей восприятия и умение выбрать из шкалы выразительных средств такое, которое поможет наиболее метко и лаконично справиться с задачей. Студент должен знать, что он делает, для кого и с каким намерением.

Разделу «Экспозиция» отводится главная роль в публичной защите ВКР и своего права на получение квалификации. За 15-20 минут, которые отводятся на защиту нужно убедить членов Государственной аттестационной комиссии и присутствующую публику в том, что вы профессионал и достойны этого звания.

Чем обеспечивается убедительность и доходчивость экспозиции? Каковы условия ее действенности? Какое место среди этих условий занимает графическая и экспозиционная культура? К числу этих условий можно отнести следующие:

- Хорошее освоение темы ВКР и предстоящей ее защиты в конкретных условиях. Ясное понимание задач каждой части экспозиции. Отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, образов, форм и материалов, которые предстоит вынести на обозрение и суд общественности.

- Убежденность в предложенной зрителям экспозиции, в отражении тех или иных замыслов, вопросов, явлений и событий социально-культурного, научного, художественного, технологического и экономического характера. Автор должен отражаемые им проблемы усвоить настолько хорошо, чтобы общие экономические, социальные и эстетические идеи стали его личными, перешли в его убеждение. Только убежденность в своей правоте позволит надеяться на положительный результат.

-Личная заинтересованность в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и ярко раскрыта в экспозиции, доходчиво и убедительно для зрителей. Равнодушие зрителей - это гибель для экспозиции.

- Внушительная эмоциональная установка, воздействующая через визуальное восприятие зрителя, чтобы он поверил в искренность эмоционального строя экспозиции; чтобы зритель, «зараженный» вашим чувством в чем-то пошел за вами в поисках нужных решений, в вашем размышлении так наглядно представленном, так с удовольствием и легко воспринимаемом;

- Продумывание плана экспозиции: определить и распределить последовательность зрительского восприятия - к чему привлечь первое внимание зрителей, что показать за тем, чтобы постепенно и полно раскрыть содержание экспозиции, чем завершить ее просмотр.

- Устное сообщение также нужно включить в этот не полный перечень. Внушительная волевая установка устного сообщения, хорошо продуманные интонации и акценты, гладкое и непрерывное течение речи вслед за мыслью и искренним чувством – это начало, которое помогает установить контакт со зрителями и слушателями.

Смысл экспозиции – это конкретная визуальная информация, логическая и эмоциональная, распределенная по разделам.

Культура графического языка – это высокое качество самой «ткани» эскиза, плаката. Художественный графический язык должен отличаться своей чистотой, связностью, легкостью. Сочетание линий и пятен между собой, композиционные конструкции и комбинации также должны быть предельно ясными и простыми. Ни одна линия, ни одна изобразительная конфигурация не должны употребляться впустую. Они должны тяготеть к пульсирующей жизни, черпая весомость на путях современной мысли.

Культура графического языка требует присутствия в костюмографическом произведении идеи. Мысль, которая, опираясь на личный опыт автора, в то же время преодолевает индивидуальные мерки и поднимается до уровня передовых общественных идей, приобретает социальное значение (как часто, однако, это требование нарушается в угоду узким индивидуальным желаниям выпускника).

Мысль, ее качественная сторона характеризуется чертами самобытности, емкости и естественности представляемого образа. Самобытность, емкость и естественность существуют лишь в гармоничном единстве.

Отметим еще одну предпосылку культуры графического языка, связанную с культурой визуального общения. Речь идет о таком качестве хорошей экспозиции, которое занимает по своей значимости особое место – это уместность.

Уместность – такой выбор приемов и такая организация средств графического языка, которые делают экспозицию отвечающей целям и условиям визуального общения в данной ситуации. Уместная экспозиция соответствует задачам защиты, теме, логическому и эмоциональному содержанию, составу зрителей, информационным, научным, техническим, профессиональным и другим требованиям. Уместность с этой точки зрения – соразмерность и сообразность примененных графических средств целям убеждения зрителей в своем профессионализме.