Интерьер и предметы внутреннего убранства стиля барокко
Лучшие образцы итальянского жилого интерьера XVII первой половины XVIII века сосредоточены в Дворцовых зданиях новых или заново оформленных в рассматриваемое время. Выше отмечалось, что сам тип итальянского палаццо в отношении его плановой и объемной структуры не претерпевает разительных изменений при переходе от Ренессанса к барокко: сохраняется прямоугольный план и внутренний прямоугольный двор. Различия в основном состоят в пространственном решении главной лестницы и всей вестибюльной части, а также в новом явно декоративном оформлении стенных Плоскостей, потолков и полой парадных помещений. Входная вестибюльная часть приобретает в отдельных случаях, как, например, в рассмотренном вы иле палаццо Кариньяно в Турине, чрезвычайно сложную, явно надуманную пространственную структуру, основывающуюся на применении криволинейных в плане очертаний стен, смыкании пространственных звеньев различной формы, креповок стен и других приемов. В этом отношении в решении вестибюльной части не было принципиальной разницы с интерьерами итальянских барочных церквей, В ряде сооружении усложненную конфигурацию в плане приобретают и центральные парадные дворцовые залы. Но в большинстве случаев черты барокко как стиля проявлялись в лепном и живописном убранстве потолков и стен помещений особенно среднего, наиболее высокого этажа, в котором сосредоточиваются парадные залы. Примерами могут служить интерьеры палаццо Барберини, палаццо Фарнезе, палаццо Колонна и других сооружений.
Вестибюль обычно решается как парадный зал, откуда по монументальной лестнице можно подняться в аванзал, а затем в главный парадный зал, находящийся на оси здания. По сторонам этого помещения, имеющего прямоугольную, близкую к квадрату форму, находятся другие комнаты. Кроме того, во дворцах устраивалась сравнительно узкая и длинная галерея, оформлявшаяся колоннами, пилястрами, скульптурой.
До середины XVII века потолки имели преимуществен ко плоскую форму, позже их вытесняют так называемые зеркальные (деревянные) своды на развитых падугах, покрывавшиеся штукатуркой с фресковой росписью и в своем основании обрабатывающиеся скульптурой. Плоскости стен оформлялись элементами ордеров, в основном пилястрами, лепкой; в их обработку включалась живопись в пышных, богатых обрамлениях с картушами, гирляндами, волютами, орнаментикой. В качестве облицовочного материала использовались естественные и частично искусственные полихромные полированные мраморы. Мраморными плитами настилались и полы. Особенно эффектны были обрамления дверей, десюдепорты и венчающие карнизы.
Основное внимание сосредоточивается на потолках, расчлененных сложными в своей лепке тягами и рамами, разграничивающими эффектные картины с перспективными построениями, совмещением ряда пространственных планов, изображенными в сильных ракурсах фигурами. Колорит этих росписей обычно яркий, насыщенный. В результате достигалась во многих случаях иллюзия «прорыва» поверхности потолка, взор зрителя уводился художником за пределы помещения. Яркой и мажорной была нетолько живопись, этот же эффект вызывался и всей отделкой интерьера. В комнатах меньших размеров стопы затягивались ткаными опоями, а также покрывались росписью.
Особое значение играли большие, доходившие до пола зеркала.
Подчеркнутое великолепие дворцовых интерьеров усиливалось мебелью. Столы, кресла, бюро-кабинеты, канделябры и другие предметы получают предельно сложную и изощренную обработку. Огромное значение, как никогда раньше, приобретает объемная резьба. Кресла и табуреты имеют сложно и разнообразно прорисованные изогнутые или прямые ножки, соединенные пpoногами, сплошь покрытыми позолоченной резьбой. В оформлении мебели используется и мотив витых колонок. Кресла наделяются волютообразно прорисованными локотниками; их спинки и сиденья обтягиваются различными видами бархата, в том числе и восточного происхождения. Исключительно разнообразную структуру и отделку приобретают стелы, иногда имеющие три или даже одну точеную ножку, напоминавшую вазу и имевшую дополнительные кронштейны и развитое основание. Столешницы создавались подчас из цветного мрамора, в технике флорентийской мозаики, Очертания столешниц, приобретали часто восьми - или шестиугольную форму, их края обрабатывались профилями и орнаментом,
В этот период на смену кассонам. поставцам и ларям приходят новые виды мебели шкафы, бюро-кабинеты, отделываемые не только богатой резьбой, но и вставками из каменной цветной мозаики и цветного стекла. Изощренностью художественной отделки отличались флорентийские бюро-кабинеты с использованием каменной мозаики с традиционным изображением птиц. В оформлении широко применялись ювелирно отточенные детали из позолоченной бронзы статуэтки, бюсты, сфинксы, медали, всевозможная орнаментация. Помимо этого, створки и филенки обрабатывались мрамором, и стеклом.
В XVII и первой половине XVIII века в Италии приобретает особое развитие монументальная декоративная живопись, главным образом плафонная, ведущими мастерами-виртуозами которой были Пьетро да Кортона (основоположник этого вида искусства), Андрея Поццо – автор не только изумительные плафонов, но и роскошных церковных алтарей, несколько позже Джованни Баттиста Тьеполо,
В основе орнамента итальянского барокко лежат темы Возрождения, но мастера, свободно импровизируя, создавали из них произвольные композиции и комбинации, К ним добавлялись волюты, разорванные фронтоны. Все это совмещалось, наслаивалось друг на друга, дополнялось многочисленными креповками. Целью являлось добиться ощущения предельной насыщенности и динамики. В создании подобного эффекта участвовали и скульптура и живопись.
Многообразие тем и рисунков, многоцветность колорита приходят и в изделия из металлов и в керамику, вшпалеры, ковры, ткани. В период барокко исключительного развития достигают прикладные искусства. Серебряных и золотых дед мастера создают многочисленные виртуозно исполненные изделия с применением драгоценных металлов, перегородчатой эмали кубки, чаши, бокалы, солонки, украшенные драгоценными камнями, редкими минералами и чеканкой, наделенные пластическими деталями. Эти изделия, расставленные в залах дворцов-палаццо также активно содействовали созданию впечатления богатства и роскоши, к чему стремились архитекторы - создатели интерьеров.
Пример итальянской архитектуры и монументального искусства оказал сильнейшее стимулирующее воздействие на Францию. Французские интерьеры XVII – первой половины XVIII века дают нам богатейшую и разнообразнейшую картину эволюции и смены стилистических оттенков барокко.
Первая, ранняя стадия в развитии интерьера и прикладного искусства французского барокко так называемый стиль Людовика ХIII (примерно до начала 1640-х годов). Интерьеры этого времени сохраняют основные признаки внутренних отделок предыдущего периода - зрелого Возрождения, но на этой основе возникают и усиливаются декоративистские тенденции, проявляющиеся в основном в применении резных, витых, токарно-выточенных форм в мебели, в особом интересе к сочетанию различных по цвету и рисунку материалов.
В первой половине XVII века формируется планировка французского жилого дома с центрально расположенным большим парадным залом; с обеих сторон зала комнаты, составляющие анфиладу, завершаемую парадной спальне. Все парадные помещения должны были выводиться не в сторону подъездного двора, а в сторону сада, расположенного за домом.
Сгены парадных залов в первой половине XVII века облицовывались, так же как и в Италии, цветным мрамором, но отделка здесь в целом более сдержанная. В жилых помещениях, как и раньше, делались деревянные панели, выше стены нередко обтягивались тисненой кожей или покрывались шпалерами отечественного производства. Помещения имели большие камины, облицованные мрамором и оформленные скульптурой.
Французская дворцовая мебель первой половины XVII века, по сравнению с более поздней, еще очень проста. Кресла, стулья, табуреты имели точеные ножки в виде балясин или чаще всего были витые; ножки эти соединялись проногами. Большой эффект достигался декоративными обивками, прикрепляемыми медными гвоздями с большими шляпками.
Конструкция столов отличалась сравнительной простотой. Ножки были витыми или имели форму балясин. Поверхность столов нередко покрывалась скатертями. Получают развитие и письменные столы и бюро с многочисленными ящиками. Кровати сохраняют старый тип с балдахином и опускавшимися вниз занавесями.
Корпусный тип мебели, именуемый кабинетом, выполнялся обычно из ввозившегося черного эбенового дерева, дверцы инкрустировались палисандром, кедром и другими породами. Для обработки дверец этих кабинетов и шкафов использовалась невысокая резьба; вводились сюжетные композиции на мифологические и исторические темы, дополняемые, растительной и геометрической орнаментацией. 15 первой половине XVII века мягкие части мебели принято было покрывать съемными чехлами. В это время в убранстве интерьера широко применяются бархатные и шелковые декоративные ткани с использованием аппликации, галунов, кружев и других украшений.
В интерьере большое значение в это время имели изделии из серебра -прежде всего посуда. Последняя продолжала выполняться также из фаянса; часто фаянсовые изделия подражали восточным, итальянским и дельфтским образцам.
Середина и вторая половина XVII века во Франции в области интерьера и прикладного искусства ознаменовались предельным выражением барочных принципов. В этот период получила большое развитие художественная промышленность, В 1664 году были создана самая крупная мануфактура Гобеленов, объединившая не только художников и ткачей, но и мастеров литейщиков, мраморщиков, мебельщиков, резчиков и других. Существовали и другие мануфактурные производства. Производятся, помимо мебели и шпалер-гобеленов, ткани, серебро, стеклянные, фаянсовые изделия и другие. Самыми большими и влиятельными мануфактурами были - получившие большую известность мануфактура Гобеленов и Королевская шпалерная мануфактура в Бове.
Интерьеры времеи Людовика XIV приобретают, в отличие от внешнего облика сооружений этого времени (см, выше), чрезвычайно пышный, торжественно-парадный характер. Выполняя свою социальную и историческую роль, они служили богатым, пышным и в то же время монументальным фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени, Франция в этот период представляла собой самое могущественное государство Европы. Архитектура наряду с другими видами искусств способствовала прославлению королевской власти.
Художественный диктатор того времени, придворный художник Шарль Лебрен стремился повысить мажорное звучание внутреннего убранства, вводя в отделку полихромные мраморы в сочетании с позолоченной бронзой, рельефами, внешне эффектной плафонной живописью, В интерьерах применялись ордерные элементы, в основном пилястры, полуколонны, однако основное внимание уделялось не точности их пропорций, а скорее отделке облицовке цветными мраморами. Главную роль в убранстве помещений играли тяжелые рамы и архитектурно-пластические детали, которые обрамляли и украшали отдельные участки степ, карнизы, размещались в виде десюдепортов над дверьми, на плафонах. Примерами могут служить отделки Версальского дворца, в том числе залы Войны и Мира.
Ведущая роль в определении стиля декоративного искусства этого времени, как было отмечено, принадлежала Шарлю Лебрену, в выработке же образцов в первый период расцвета барокко художнику Жану Ленотру.
Дворцовая мебель стиля Людовика XIV отличалась богатством и перенасыщенностью оформления, прежде веемо резьбы, обильно покрывавшейся позолотой. Кроме мебели с резной обработкой входит в моду мебель «стиля булль», названная позднее но имени придворного мастера-чернодеревца Андре Шарля Булля (1642 - 1732). При наличии довольно простой структуры предметы создавались из цветного, главным образом черного дерева, они в избытке декорировались с помощью бронзовых рамок, заполнявшихся вставками из панциря черепахи, перламутром и другими материалами, тягами, розетками и прочими деталями. Композиционную основу составляли панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента. Мебель Булль, богатая и изысканная, производила в то же время ощущение известной сухости форм.
С 1680- х годов мебель, выполненная в этом стило, приобретает в отделе особую изощренность, вследствие вытеснения деревянных частей блестящим металлом позолоченной бронзой. Применялись в отделке также серебро, латунь, олово.
Кресла, стулья, получающие в это время распространение диваны имеют S-образные или пирамидальной, суживающейся вниз формы ножки. Усложняется и форма подлокотников. Мягкое сиденье, высокая спинка и частично подлокотники обтягиваются различными нарядными шпалерными тканями с изображениями деревьев, цветов, птиц и орнаментальных завитков. Типы кресел становятся более разнообразными, в частности, появляются кресла с двумя боковыми полукруглыми выступами у спинки на уровне головы специально для людей престарелого возраста. На основе объединения трех связанных между собой кресел с отсутствующими у центрального кресла подлокотниками возникают диваны. Рамы их спинок приобретают мягкие волнообразные очертания.
В это время получает большое распространение корпусная мебель: столы различных очертаний, пристенные консоли, чаще всего на гнутых ножках, комоды, смешившие сундуки кассоны для хранения, белья. В декорировке широко употребляются богатая резьба и золоченые бронзовые детали. Мебель этого времени, тяжеловесная и монументальная, приобретает большое композиционное разнообразие и в целом, и в отдельных элементах.
Прикладное искусство середины и второй половины XVII века, как отмечено выше, имело огромное значение для убранства интерьеров. Помещения оформлялись шпалерами, ворсовыми коврами-савонери, настилавшимися на пол, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, изделиями из серебра, приобретавшего с течением времени все большее распространение и значение.
С конца XVII века вследствие ухудшения экономического положения страны, в том числе и королевского двора, вызванного неудачами военного и политического характера, предельная роскошь убранства, наблюдаемая при дворе Людовика XIV, уступает место относительно; сдержанности. В интерьерах усиливаются элементы классицизма.
Первая половина XVII века в интерьере и прикладном искусстве стадия позднего барокко, или стиля рококо. В области прикладного искусства его принято делить на два этана: раннее рококо, или стиль регентства (1715 –1723), и развитое рококо (1723 – 1750).
В стиле рококо ордера в декорировке не употребляются. Единственным приемом оформления степ являются филенки и панно. Карниз как таковой часто отсутствует и заменяется топкой тягой. Обнаруживается тенденция к слиянию основной плоскости стены с вышележащей падугой, с тем чтобы стена незаметно переходила в плафон.
Панно обрабатывались очень мелким орнаментом. Орнамент обрамления степных панно, плафонных розеток, десюдепортов (наддверников), филенок дверей, рам, зеркал чаще всего симметричен по построению, но иногда и асимметричен. В основе его лежат мотивы акантового листа и его побегов, раковины, морской волны, источенных морским прибоем камней, трельяжной сетки; всe эти темы сильно стилизованы. Иногда в орнамент вплетаются китайские мотивы. И это время между Европой и Китаем укрепляются торговые связи и китайские мотивы украшений входят в моду. В китайском стиле иногда оформлялись целые помещения.
Широко используются зеркала, применявшиеся еще во второй половине предыдущего столетия (Зеркальная галерея Версаля). Зеркала давали возможность использовать эффект иллюзорного увеличения маленьких комнат: в них отражалась противоположная стена и создавалось впечатление пространства за пределами помещения.
Архитектура этого времени никогда не подчеркивала массы стены; наоборот, она стремилась снять ощущение их массивности. С этой целью оконные рамы на фасадах ставятся почти «заподлицо», в одной плоскости со стеной. В интерьерах никогда не применяются креповки; выступы. В результате все средства создают ощущение воздушной и изящной, «картонной», почти нематериальной архитектуры.
Названные признаки определяют понятие стиля рококо (иначе рокайль, или стиль Людовика XV). К этому необходимо добавить еще один очень важный фактор специфический колорит, который строится на гамме забеленных, приглушенных, бледных тонов. На смену мажорным, интенсивным цветам зрелого барокко XVII века (стиля Людовика XIV) приходят оттенки жемчужно -серого (гри де перль), голубоватого (пер-ванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и другие. Предпочтительным вниманием пользуется белый цвет. Золото для деталей применяется не только «горячее», червонное, но и холодных зеленоватых оттенков, иногда матовое, Как и прежде, уделяется особое внимание серебру. Все сказанное распространяется на мебель и изделия прикладного искусства.
Мануфактурная промышленность по производству изделий декоративно-прикладного искусства по-прежнему находится на высоком уровне -– мебельная, ткацкая, ювелирная, керамическая. Главные признаки рококо - легкость, изящество, мелкомасштабность, перенос основного акцента в оформлении на орнамент, большей частью сильно стилизованный, воднообразность очертаний предметов распространились на мебель и другие виды) предметного мира.
Мебель в это время, прежде всего стулья, кресла, уменьшается в своих габаритах: постепенно снижаются спинки, утончаются ножки и подлокотники, сиденья же расширяются. Ножки органично переходят в раму сиденья, проноги исчезают. Все части мебели наделяются тонкой резьбой в виде цветов, раковин, стилизованного орнамента. Деревянные части золотятся или покрываются краской фон одним цветом, резьба другим; иногда резные детали окрашиваются в два цвета с частичным введением позолоты, мягкие обтягиваются шпалерной, шелковой тканью, соответствующей форме и цвету деревянной основы.
Помимо кресел и стульев распространены были небольшие легкие диванчики, канапе. Типы диванов и кресел приобретают большое разнообразие.
В формах кроватей также наблюдается достаточное многообразие. Сохраняется балдахин, но иногда он крепится не на колонках, а под потолком, и конструктивно с кроватью не связан, Сама кровать в отдельных случаях имеет не две, а одну спинку. Входят в употребление предкаминные экраны.
Чрезвычайно большое распространение получают комоды, консоли и невысокие письменные столы-бюро. Для их основного объема («кузова») характерно своеобразное «выпучивание» стенок, как быстекающих вниз. Такой эффект возникает вследствие изогнутости опорной части, слитой с ножками: последние имеют выпуклость в верхней своей части и далее, выделяясь из корпуса, приобретают вогнутую форму. Корпусная мебель (комоды, различного вида столики) обрабатывалась тонкими наклейками из дорогих привозных пород дерева розового, черного, палисандра, амаранта и других. Мастера-мебельщики в это время широко используют технику набора - как маркетри, так и интарсию. Резные детали мебели делались из более мягких пород дерева, в частности липы; часто вводились бронзовые накладки в виде стилизованного аканта и картушеобразных форм типа рокайль.
Одним из устойчивых признаков мебели рококо является применение восточных, в частности китайских форм - в виде наборных изобразительных композиций передних частей комодов, в декоративных тканях и других.
Гобелены, как и ранее, занимают видное место и убранстве интерьеров, однако приобретают новые особенности: уменьшаются в размерах (в связи с уменьшением габаритов помещений), цветовая гамма высветляется, композиционное построение отличается большей легкостью, очень часто они воссоздают произведения живописи. Выпускаются так называемые стуловые шпалеры и шпалеры для обтягивания каминных экранов.
Большое развитие получает шелковая промышленность, выпускавшая узорные ткани гродетуры, бархат и другие материалы с введением, помимо изобразительных тем, орнаментальных, кружевных и иных мотивов, иногда с вплетением золотых, серебряных нитей.
В это время по-прежнему активно используется серебро - для предметов освещения, пладаминажей, сервизов и в отдельных случаях для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо.
Продолжал использоваться фаянс. Создаются предметы из так называемого мягкого фарфора, увлечение которым началось с появления в Европе восточного фарфора, в частности китайского.
Стиль барокко распространился и на севере Европы во Фландрии. Строящиеся в первой половине XVII века богатые частные дома приобретают уже в своих интерьерах все основные признаки этого стиля, соответствовавшие в целом стилю Людовика XIII во Франции. Сохраняются некоторые черты Ренессанса, но явное стремление к декоративной насыщенности позволяет включить наиболее характерные формы в систему барочного стиля. Отделка стен мрамором здесь почти не встречается. Архитекторы ограничивались введением высоких деревянных панелей с резной орнаментацией и выше, над ними, обтяжкой из шелка и бархата, а иногда применяли и тисненые кожаные обои. Характерен интерьер дома Рубенса в Антверпене, построенного и отделанного внутри самим мастером в 1611-1612 годах. По сравнению с итальянской, фламандская мебель этого времени представляется более рациональной всвоей конструктивной основе и менее перегруженной орнаментацией. Отделка носит спокойный характер, декоративные детали не столь пышны и утяжелены, как в Италии и во Франции.
Показательны интерьеры, изображаемые на картинах фламандских и голландских художников XVII века. В качестве примеров приводим произведения художников Фландрии и Голландии, изображающих жилые помещения домов того времени. Картина Литера де Хоха «Бельевой шкаф» наглядно свидетельствует, что обычные бюргерские интерьеры Голландии и в XVII столетии сохраняли свой умеренный ренессансный облик. Большей пышностью отличались фламандские интерьеры.
Английские интерьеры первой половины XVI1 века дают общую картину постепенного перехода от ренессансного убранства раннего периода к новой классицистической стадии этого стиля. Сохраняют во многих случаях свое значение деревянные дубовые высокие панели, сложного рисунка потолки, но вместе с тем все сильнее проступают черты ордерности, используются пилястры, карнизы, новая классическая орнаментация.
Признаки барокко наблюдаются в интерьерах второй половины XVII и начала XVIII века, связанных со школой К. Рэна. Однако они ограничиваются главным образом чисто декоративными элементами гирляндами и другими деталями, накладываемыми па ясно воспринимаемую тектоническую основу архитектурных членений.
Яркое явление в прикладном искусстве Англии середины XVII века - мебель так называемого стиля чиппендейл(по имени мастера Томаса Чиппендейла; 1716—1779). Этот стиль отразил своеобразие и противоречивость английской архитектуры рассматриваемого времени: ее восприимчивость и тяготение к классицизму при весьма ограниченном воздействии барокко. Мебель чиппендейл, при наличии в ней криволинейных, изогнутых форм, воспринятых от рококо, конструктивно ясна и логична, изящна и вовсе лишена декоративных усложненностей, определявших характер современной ей французской мебели. Чиппендейл широко применяет макагоновое или красное дерево, которое выявляется во внешней характеристике предметов, будучи покрыто лишь слоем воска, оттеняющего текстуру материала. Для мебели чиппендейл характерны изогнутые и довольно тонкие цельнодеревянные ножки с сильным расширением наверху и некоторым лапчатообразпым утолщением внизу, причем нижний конец иногда воспроизводит лапу птицы, сжимающую шар. Сиденье у стульев чиппендейл довольно широкое и замкнуто в пределах простой рамы обвязки. Спинка -обычно деревянная, без мягких частей, с прорезной доской в центре и двумя топкими и изящными боковыми «стойками» (продолжением ножек), завершаемыми красиво нарисованными выступающими в сторону волютообразными уголкам.