Интерьер и предметы внутреннего убранства стиля барокко

Лучшие образцы итальянского жилого интерьера XVII первой по­ловины XVIII века сосредоточены в Дворцовых зданиях новых или зано­во оформленных в рассматриваемое время. Выше отмечалось, что сам тип итальянского палаццо в отношении его плановой и объемной структуры не претерпевает разительных изменений при переходе от Ренессанса к ба­рокко: сохраняется прямоугольный план и внутренний прямоугольный двор. Различия в основном состоят в пространственном решении главной лестницы и всей вестибюльной части, а также в новом явно декоративном оформлении стенных Плоскостей, потолков и полой парадных помещений. Входная вестибюльная часть приобретает в отдельных случаях, как, на­пример, в рассмотренном вы иле палаццо Кариньяно в Турине, чрезвы­чайно сложную, явно надуманную пространственную структуру, основы­вающуюся на применении криволинейных в плане очертаний стен, смы­кании пространственных звеньев различной формы, креповок стен и других приемов. В этом отношении в решении вестибюльной части не было принци­пиальной разницы с интерьерами итальянских барочных церквей, В ряде сооружении усложненную конфигурацию в плане приобретают и централь­ные парадные дворцовые залы. Но в большинстве случаев черты барокко как стиля проявлялись в лепном и живописном убранстве потолков и стен помещений особенно среднего, наиболее высокого этажа, в котором сосредо­точиваются парадные залы. Примерами могут служить интерьеры палаццо Барберини, палаццо Фарнезе, палаццо Колонна и других сооружений.

Вестибюль обычно решается как парадный зал, откуда по монументальной лестнице можно подняться в аванзал, а затем в главный парадный зал, находящийся на оси здания. По сторонам этого помещения, имеющего прямоугольную, близкую к квадрату форму, находятся другие комнаты. Кроме того, во дворцах устраивалась сравнительно узкая и длин­ная галерея, оформлявшаяся колоннами, пилястрами, скульптурой.

До середины XVII века потолки имели преимуществен ко плоскую форму, позже их вытесняют так называемые зеркальные (деревянные) сво­ды на развитых падугах, покрывавшиеся штукатуркой с фресковой росписью и в своем основании обрабатывающиеся скульптурой. Плоскости стен оформлялись элементами ордеров, в основном пилястрами, лепкой; в их обработку включалась живопись в пышных, богатых обрамлениях с картушами, гирляндами, волютами, орнаментикой. В качестве облицовоч­ного материала использовались естественные и частично искусственные полихромные полированные мраморы. Мраморными плитами настилались и полы. Особенно эффектны были обрамления дверей, десюдепорты и вен­чающие карнизы.

Основное внимание сосредоточивается на потолках, расчлененных сложными в своей лепке тягами и рамами, разграничивающими эффект­ные картины с перспективными построениями, совмещением ряда прост­ранственных планов, изображенными в сильных ракурсах фигурами. Ко­лорит этих росписей обычно яркий, насыщенный. В результате достига­лась во многих случаях иллюзия «прорыва» поверхности потолка, взор зри­теля уводился художником за пределы помещения. Яркой и мажорной была нетолько живопись, этот же эффект вызывался и всей отделкой интерьера. В комнатах меньших размеров стопы затягивались ткаными опоями, а так­же покрывались росписью.

Особое значение играли большие, доходившие до пола зеркала.

Подчеркнутое великолепие дворцовых интерьеров усиливалось ме­белью. Столы, кресла, бюро-кабинеты, канделябры и другие предметы получают предельно сложную и изощренную обработку. Огромное значе­ние, как никогда раньше, приобретает объемная резьба. Кресла и табуре­ты имеют сложно и разнообразно прорисованные изогнутые или прямые ножки, соединенные пpoногами, сплошь покрытыми позолоченной резьбой. В оформлении мебели используется и мотив витых колонок. Кресла наде­ляются волютообразно прорисованными локотниками; их спинки и сиденья обтягиваются различными видами бархата, в том числе и восточного про­исхождения. Исключительно разнообразную структуру и отделку при­обретают стелы, иногда имеющие три или даже одну точеную ножку, напоминавшую вазу и имевшую дополнительные кронштейны и развитое основание. Столешницы создавались подчас из цветного мрамора, в технике флорентийской мозаики, Очертания столешниц, приобретали часто восьми - или шестиугольную форму, их края обрабатывались профилями и орна­ментом,

В этот период на смену кассонам. поставцам и ларям приходят новые виды мебели шкафы, бюро-кабинеты, отделываемые не только богатой резьбой, но и вставками из каменной цветной мозаики и цветного стекла. Изощренностью художественной отделки отличались флорентийские бюро-кабинеты с использованием каменной мозаики с традиционным изображе­нием птиц. В оформлении широко применялись ювелирно отточенные дета­ли из позолоченной бронзы статуэтки, бюсты, сфинксы, медали, всевоз­можная орнаментация. Помимо этого, створки и филенки обрабатывались мрамором, и стеклом.

В XVII и первой половине XVIII века в Италии приобретает особое развитие монументальная декоративная живопись, глав­ным образом плафонная, ведущими мастерами-виртуозами которой были Пьетро да Кортона (основоположник этого вида искусства), Андрея Поццо – автор не только изумительные плафонов, но и роскошных церковных алтарей, несколько позже Джованни Баттиста Тьеполо,

В основе орнамента итальянского барокко лежат темы Возрождения, но мастера, свободно импровизируя, создавали из них произвольные компо­зиции и комбинации, К ним добавлялись волюты, разорванные фронтоны. Все это совмещалось, наслаивалось друг на друга, дополнялось многочис­ленными креповками. Целью являлось добиться ощущения предельной на­сыщенности и динамики. В создании подобного эффекта участвовали и скульптура и живопись.

Многообразие тем и рисунков, многоцветность колорита приходят и в изделия из металлов и в керамику, вшпалеры, ковры, ткани. В период барокко исключительного развития достигают прикладные искусства. Се­ребряных и золотых дед мастера создают многочисленные виртуозно испол­ненные изделия с применением драгоценных металлов, перегородчатой эмали кубки, чаши, бокалы, солонки, украшенные драгоценными камнями, редкими минералами и чеканкой, наделенные пластическими дета­лями. Эти изделия, расставленные в залах дворцов-палаццо также актив­но содействовали созданию впечатления богатства и роскоши, к чему стремились архитекторы - создатели интерьеров.

Пример итальянской архитектуры и монументального искусства ока­зал сильнейшее стимулирующее воздействие на Францию. Французские интерьеры XVII – первой половины XVIII века дают нам богатейшую и разнообразнейшую картину эволюции и смены стилистических оттенков барокко.

Первая, ранняя стадия в развитии интерьера и прикладного искусст­ва французского барокко так называемый стиль Людовика ХIII (при­мерно до начала 1640-х годов). Интерьеры этого времени сохраняют основ­ные признаки внутренних отделок предыдущего периода - зрелого Воз­рождения, но на этой основе возникают и усиливаются декоративистские тенденции, проявляющиеся в основном в применении резных, витых, токарно-выточенных форм в мебели, в особом интересе к сочетанию различных по цвету и рисунку материалов.

В первой половине XVII века формируется планировка французского жилого дома с центрально расположенным большим парадным залом; с обеих сторон зала комнаты, составляющие анфиладу, завершаемую па­радной спальне. Все парадные помещения должны были выводиться не в сторону подъездного двора, а в сторону сада, расположенного за домом.

Сгены парадных залов в первой половине XVII века облицовывались, так же как и в Италии, цветным мрамором, но отделка здесь в целом более сдержанная. В жилых помещениях, как и раньше, делались деревянные панели, выше стены нередко обтягивались тисненой кожей или покры­вались шпалерами отечественного производства. Помещения имели боль­шие камины, облицованные мрамором и оформленные скульптурой.

Французская дворцовая мебель первой половины XVII века, по сравне­нию с более поздней, еще очень проста. Кресла, стулья, табуреты имели точеные ножки в виде балясин или чаще всего были витые; ножки эти со­единялись проногами. Большой эффект достигался декоративными обив­ками, прикрепляемыми медными гвоздями с большими шляпками.

Конструкция столов отличалась сравнительной простотой. Ножки бы­ли витыми или имели форму балясин. Поверхность столов нередко покры­валась скатертями. Получают развитие и письменные столы и бюро с много­численными ящиками. Кровати сохраняют старый тип с балдахином и опускавшимися вниз занавесями.

Корпусный тип мебели, именуемый кабинетом, выполнялся обычно из ввозившегося черного эбенового дерева, дверцы инкрустировались пали­сандром, кедром и другими породами. Для обработки дверец этих кабине­тов и шкафов использовалась невысокая резьба; вводились сюжетные ком­позиции на мифологические и исторические темы, дополняемые, расти­тельной и геометрической орнаментацией. 15 первой половине XVII века мягкие части мебели принято было покрывать съемными чехлами. В это время в убранстве интерьера широко применяются бархатные и шелко­вые декоративные ткани с использованием аппликации, галунов, кружев и других украшений.

В интерьере большое значение в это время имели изделии из серебра -прежде всего посуда. Последняя продолжала выполняться также из фаян­са; часто фаянсовые изделия подражали восточным, итальянским и дельфтским образцам.

Середина и вторая половина XVII века во Франции в области интерье­ра и прикладного искусства ознаменовались предельным выражением ба­рочных принципов. В этот период получила большое развитие художест­венная промышленность, В 1664 году были создана самая крупная ману­фактура Гобеленов, объединившая не только художников и ткачей, но и мастеров литейщиков, мраморщиков, мебельщиков, резчиков и других. Существовали и другие мануфактурные производства. Производятся, поми­мо мебели и шпалер-гобеленов, ткани, серебро, стеклянные, фаянсовые из­делия и другие. Самыми большими и влиятельными мануфактурами бы­ли - получившие большую известность мануфактура Гобеленов и Коро­левская шпалерная мануфактура в Бове.

Интерьеры времеи Людовика XIV приобретают, в отличие от внешне­го облика сооружений этого времени (см, выше), чрезвычайно пышный, торжественно-парадный характер. Выполняя свою социальную и историче­скую роль, они служили богатым, пышным и в то же время монументаль­ным фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени, Франция в этот период представляла собой самое могущественное го­сударство Европы. Архитектура наряду с другими видами искусств способ­ствовала прославлению королевской власти.

Художественный диктатор то­го времени, придворный художник Шарль Лебрен стремился повысить мажорное звучание внутреннего убранства, вводя в отделку полихромные мраморы в сочетании с позолоченной бронзой, рельефами, внешне эффект­ной плафонной живописью, В интерьерах применялись ордерные элемен­ты, в основном пилястры, полуколонны, однако основное внимание уделя­лось не точности их пропорций, а скорее отделке облицовке цветными мраморами. Главную роль в убранстве помещений играли тяжелые рамы и архитектурно-пластические детали, которые обрамляли и украшали отдель­ные участки степ, карнизы, размещались в виде десюдепортов над дверь­ми, на плафонах. Примерами могут служить отделки Версальского двор­ца, в том числе залы Войны и Мира.

Ведущая роль в определении стиля декоративного искусства этого времени, как было отмечено, принадлежала Шарлю Лебрену, в выработ­ке же образцов в первый период расцвета барокко художнику Жану Ленотру.

Дворцовая мебель стиля Людовика XIV отличалась богатством и перенасыщенностью оформления, прежде веемо резьбы, обильно покры­вавшейся позолотой. Кроме мебели с резной обработкой входит в моду мебель «стиля булль», названная позднее но имени придворного мастера-чернодеревца Андре Шарля Булля (1642 - 1732). При наличии доволь­но простой структуры предметы создавались из цветного, главным об­разом черного дерева, они в избытке декорировались с помощью бронзовых рамок, заполнявшихся вставками из панциря черепахи, пер­ламутром и другими материалами, тягами, розетками и прочими деталями. Композиционную основу составляли панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента. Мебель Булль, богатая и изы­сканная, производила в то же время ощущение известной сухости форм.

С 1680- х годов мебель, выполненная в этом стило, приобретает в отделе особую изощренность, вследствие вытеснения деревянных частей бле­стящим металлом позолоченной бронзой. Применялись в отделке так­же серебро, латунь, олово.

Кресла, стулья, получающие в это время распространение диваны имеют S-образные или пирамидальной, суживающейся вниз формы ножки. Усложняется и форма подлокотников. Мягкое сиденье, высокая спинка и частично подлокотники обтягиваются различными нарядными шпалерными тканями с изображениями деревьев, цветов, птиц и орнаментальных завитков. Типы кресел становятся более разнообразными, в частности, появляются кресла с двумя боковыми полукруглыми выступами у спинки на уровне головы специально для людей престарелого возраста. На осно­ве объединения трех связанных между собой кресел с отсутствующими у центрального кресла подлокотниками возникают диваны. Рамы их спинок приобретают мягкие волнообразные очертания.

В это время получает большое распространение корпусная мебель: столы различных очертаний, пристенные консоли, чаще всего на гнутых ножках, комоды, смешившие сундуки кассоны для хранения, белья. В декорировке широко употребляются богатая резьба и золоченые бронзовые детали. Мебель этого времени, тяжеловесная и монументальная, приоб­ретает большое композиционное разнообразие и в целом, и в отдельных элементах.

Прикладное искусство середины и второй половины XVII века, как отмечено выше, имело огромное значение для убранства интерьеров. По­мещения оформлялись шпалерами, ворсовыми коврами-савонери, насти­лавшимися на пол, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, изделиями из серебра, приобретавшего с течением времени все большее распространение и значение.

С конца XVII века вследствие ухудшения экономического положе­ния страны, в том числе и королевского двора, вызванного неудачами военного и политического характера, предельная роскошь убранства, наблюдаемая при дворе Людовика XIV, уступает место относительно; сдержанности. В интерьерах усиливаются элементы классицизма.

Первая половина XVII века в интерьере и прикладном искусстве стадия позднего барокко, или стиля рококо. В области прикладного искус­ства его принято делить на два этана: раннее рококо, или стиль регент­ства (1715 –1723), и развитое рококо (1723 – 1750).

В стиле рококо ордера в декорировке не употребляются. Единствен­ным приемом оформления степ являются филенки и панно. Карниз как таковой часто отсутствует и заменяется топкой тягой. Обнаруживается тенденция к слиянию основной плоскости стены с вышележащей падугой, с тем чтобы стена незаметно переходила в плафон.

Панно обрабатывались очень мелким орнаментом. Орнамент обрам­ления степных панно, плафонных розеток, десюдепортов (наддверников), филенок дверей, рам, зеркал чаще всего симметричен по построению, но иногда и асимметричен. В основе его лежат мотивы акантового листа и его побегов, раковины, морской волны, источенных морским прибоем камней, трельяжной сетки; всe эти темы сильно стилизованы. Иногда в орнамент вплетаются китайские мотивы. И это время между Европой и Китаем укрепляются торговые связи и китайские мотивы укра­шений входят в моду. В китайском стиле иногда оформлялись целые по­мещения.

Широко используются зеркала, применявшиеся еще во второй поло­вине предыдущего столетия (Зеркальная галерея Версаля). Зеркала давали возможность использовать эффект иллюзорного увеличения малень­ких комнат: в них отражалась противоположная стена и создавалось впечатление пространства за пределами помещения.

Архитектура этого времени никогда не подчеркивала массы стены; наоборот, она стремилась снять ощущение их массивности. С этой целью оконные рамы на фасадах ставятся почти «заподлицо», в одной плос­кости со стеной. В интерьерах никогда не применяются креповки; высту­пы. В результате все средства создают ощущение воздушной и изящной, «картонной», почти нематериальной архитектуры.

Названные признаки определяют понятие стиля рококо (иначе ро­кайль, или стиль Людовика XV). К этому необходимо добавить еще один очень важный фактор специфический колорит, который строится на гамме забеленных, приглушенных, бледных тонов. На смену мажорным, интенсивным цветам зрелого барокко XVII века (стиля Людовика XIV) приходят оттенки жемчужно -серого (гри де перль), голубоватого (пер-ванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и другие. Предпочтительным вниманием пользуется белый цвет. Золото для де­талей применяется не только «горячее», червонное, но и холодных зе­леноватых оттенков, иногда матовое, Как и прежде, уделяется особое внимание серебру. Все сказанное распространяется на мебель и изде­лия прикладного искусства.

Мануфактурная промышленность по производству изделий декора­тивно-прикладного искусства по-прежнему находится на высоком уров­не -– мебельная, ткацкая, ювелирная, керамическая. Главные признаки рококо - легкость, изящество, мелкомасштабность, перенос основного акцента в оформлении на орнамент, большей частью сильно стилизован­ный, воднообразность очертаний предметов распространились на мебель и другие виды) предметного мира.

Мебель в это время, прежде всего стулья, кресла, уменьшается в своих габаритах: постепенно снижаются спинки, утончаются ножки и подлокотники, сиденья же расширяются. Ножки органично переходят в раму сиденья, проноги исчезают. Все части мебели наделяются тонкой резьбой в виде цветов, раковин, стилизованного орнамента. Деревянные части золотятся или покрываются краской фон одним цветом, резьба другим; иногда резные детали окрашиваются в два цвета с частичным введением позолоты, мягкие обтягиваются шпалерной, шелковой тканью, соответствующей форме и цвету деревянной основы.

Помимо кресел и стульев распространены были небольшие легкие диванчики, канапе. Типы диванов и кресел приобретают большое разно­образие.

В формах кроватей также наблюдается достаточное многообразие. Сохраняется балдахин, но иногда он крепится не на колонках, а под потолком, и конструктивно с кроватью не связан, Сама кровать в от­дельных случаях имеет не две, а одну спинку. Входят в употребление предкаминные экраны.

Чрезвычайно большое распространение получают комоды, консоли и невысокие письменные столы-бюро. Для их основного объема («кузо­ва») характерно своеобразное «выпучивание» стенок, как быстекающих вниз. Такой эффект возникает вследствие изогнутости опорной части, слитой с ножками: последние имеют выпуклость в верхней своей части и далее, выделяясь из корпуса, приобретают вогнутую форму. Корпус­ная мебель (комоды, различного вида столики) обрабатывалась тонкими наклейками из дорогих привозных пород дерева розового, черного, палисандра, амаранта и других. Мастера-мебельщики в это время широ­ко используют технику набора - как маркетри, так и интарсию. Резные детали мебели делались из более мягких пород дерева, в частности ли­пы; часто вводились бронзовые накладки в виде стилизованного аканта и картушеобразных форм типа рокайль.

Одним из устойчивых признаков мебели рококо является примене­ние восточных, в частности китайских форм - в виде наборных изобра­зительных композиций передних частей комодов, в декоративных тка­нях и других.

Гобелены, как и ранее, занимают видное место и убранстве интерь­еров, однако приобретают новые особенности: уменьшаются в размерах (в связи с уменьшением габаритов помещений), цветовая гамма высвет­ляется, композиционное построение отличается большей легкостью, очень часто они воссоздают произведения живописи. Выпускаются так назы­ваемые стуловые шпалеры и шпалеры для обтягивания каминных экранов.

Большое развитие получает шелковая промышленность, выпускав­шая узорные ткани гродетуры, бархат и другие материалы с введе­нием, помимо изобразительных тем, орнаментальных, кружевных и иных мотивов, иногда с вплетением золотых, серебряных нитей.

В это время по-прежнему активно используется серебро - для пред­метов освещения, пладаминажей, сервизов и в отдельных случаях для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пла­стичные, причудливые формы стилей регентства и рококо.

Продолжал использоваться фаянс. Создаются предметы из так называемого мягкого фарфора, увлечение которым началось с появления в Европе восточного фарфора, в частности китайского.

Стиль барокко распространился и на севере Европы во Фландрии. Строящиеся в первой половине XVII века богатые частные дома приобре­тают уже в своих интерьерах все основные признаки этого стиля, соот­ветствовавшие в целом стилю Людовика XIII во Франции. Сохраняют­ся некоторые черты Ренессанса, но явное стремление к декоративной насыщенности позволяет включить наиболее характерные формы в си­стему барочного стиля. Отделка стен мрамором здесь почти не встре­чается. Архитекторы ограничивались введением высоких деревянных панелей с резной орнаментацией и выше, над ними, обтяжкой из шелка и бархата, а иногда применяли и тисненые кожаные обои. Характерен интерьер дома Рубенса в Антверпене, построенного и отделанного внут­ри самим мастером в 1611-1612 годах. По сравнению с итальянской, фламандская мебель этого времени представляется более рациональной всвоей конструктивной основе и менее перегруженной орнаментацией. Отделка носит спокойный характер, декоративные детали не столь пыш­ны и утяжелены, как в Италии и во Франции.

Показательны интерьеры, изображаемые на картинах фламандских и голландских художников XVII века. В качестве примеров приводим произведения художников Фландрии и Голландии, изображающих жи­лые помещения домов того времени. Картина Литера де Хоха «Бельевой шкаф» наглядно свидетельствует, что обычные бюргерские интерьеры Голландии и в XVII столетии сохраняли свой умерен­ный ренессансный облик. Большей пышностью отличались фламандские интерьеры.

Английские интерьеры первой половины XVI1 века дают общую картину постепенного перехода от ренессансного убранства раннего перио­да к новой классицистической стадии этого стиля. Сохраняют во мно­гих случаях свое значение деревянные дубовые высокие панели, сложного рисунка потолки, но вместе с тем все сильнее проступают черты ордерности, используются пилястры, карнизы, новая классическая орнаментация.

Признаки барокко наблюдаются в интерьерах второй половины XVII и начала XVIII века, связанных со школой К. Рэна. Однако они ограничиваются главным образом чисто декоративными элемента­ми гирляндами и другими деталями, накладываемыми па ясно воспринимаемую тектоническую основу архитектурных членений.

Яркое явление в прикладном искусстве Англии середины XVII ве­ка - мебель так называемого стиля чиппендейл(по имени мастера Томаса Чиппендейла; 1716—1779). Этот стиль отразил своеобра­зие и противоречивость английской архитектуры рассматриваемого вре­мени: ее восприимчивость и тяготение к классицизму при весьма огра­ниченном воздействии барокко. Мебель чиппендейл, при наличии в ней криволинейных, изогнутых форм, воспринятых от рококо, конструк­тивно ясна и логична, изящна и вовсе лишена декоративных усложнен­ностей, определявших характер современной ей французской мебели. Чиппендейл широко применяет макагоновое или красное дерево, которое выявляется во внешней характеристике предметов, будучи покрыто лишь слоем воска, оттеняющего текстуру материала. Для мебели чиппендейл характерны изогнутые и довольно тонкие цельнодеревянные ножки с сильным расширением наверху и некоторым лапчатообразпым утолще­нием внизу, причем нижний конец иногда воспроизводит лапу птицы, сжимающую шар. Сиденье у стульев чиппендейл довольно широкое и замкнуто в пределах простой рамы обвязки. Спинка -обычно дере­вянная, без мягких частей, с прорезной доской в центре и двумя топ­кими и изящными боковыми «стойками» (продолжением ножек), завер­шаемыми красиво нарисованными выступающими в сторону волютообразными уголкам.