Осуществление превращений по схеме
Задачи для самостоятельного решения.
1. Напишите уравнение реакции между пропиленом и перманганатом калия в нейтральной среде.
2. Напишите уравнение реакции между бутеном-2 и перманганатом калия в кислой среде.
3. Сравните отношение к окислителям всех изомерных спиртов состава С4Н10О. Для бутанола-1 и бутанола-2 напишите уравнения реакций с раствором дихромата калия в кислой среде.
4. Напишите уравнение реакции между этиловым спиртом раствором дихромата калия в кислой среде.
5. Напишите уравнение реакции между этилбензолом и перманганатом калия в кислой среде.
6. Напишите уравнение реакции между стиролом и перманганатом калия в нейтральной среде.
7. Напишите уравнение реакции восстановления 1,3-диметилнитробензола сульфидом аммония в нейтральной среде (реакция Зинина).
8. При окислении глюкозы бромной водой образуетя глюконовая кислота, а при окислении концентрированной азотной кислотой – глюкаровая. Запишите уравнения соответствующих реакций.
9. Приведите уравнения реакций взаимодействия ацетилена с перманганатом калия в кислой и нейтральной среде с образованием щавелевой кислоты и оксалата калия соответственно.
10. Запишите уравнение реакции окисления формальдегида при нагревании с гидроксидом меди (II).
11. Напишите уравнение реакции между бутандиолом-1,4 и перманганатом калия в кислой среде с образованием двухосновной карбоновой кислоты.
Задания с выбором ответа:
1. Взаимодействие метана с хлором является реакцией
1) соединения 3) отщепления
2) замещения 4) обмена
2. Пропанол-2 можно получить из пропена реакцией
1) гидрирования 3) гидратации
2) гидролиза 4) галогенирования
3. Взаимодействие спиртового раствора щелочи с 2-хлорбутаном является реакцией
1) соединения 3) отщепления
2) замещения 4) обмена
4. 3,3-диметилбутаналь образуется при окислении
1) (СН3)3С – СН2 – СН2ОН
2) СН3СН2С(СН3) – СН2ОН
3) СН3СН(СН3)СН(СН3) – СН2ОН
4) СН3СН2 СН(СН3) – СН2ОН
5. По ионному механизму протекает реакция
1) С2Н6 +Cl2 →C2H5Cl + HCl
2) C3H6 + H2→C3H8
3) C3H6 + HCl→C3H7Cl
4) nCH2=CH2→( –CH2 –CH2– )n
Одним из распространенных видов заданий по органической химии являются те, в которых требуется осуществить превращения по предлагаемой схеме. При этом в одних случаях необходимо указать конкретные реагенты и условия протекания реакций, приводящих к веществам, составляющим цепочку превращений. В других наоборот, необходимо определить, какие вещества образуются при действии указанных реагентов на исходные соединения.
Обычно в подобных случаях не требуется указания тонких технических деталей синтеза, точной концентрации реагентов, конкретных растворителей, методов очистки и выделения и т.д. однако обязательно следует указывать примерные условия проведения реакций.
Чаще всего сущность задания заключается в последовательном решении следующих задач:
· построение (удлинение или укорачивание) углеродного скелета;
· введение функциональных групп в алифатические и ароматические соединения;
· замещение одной функциональной группы на другую;
· удаление функциональных групп;
· изменение природы функциональных групп.
Последовательность операций может быть различной, в зависимости от строения и природы исходных и получаемых соединений.
Представьте факты и их взаимосвязи в наглядном виде. Запишите, по возможности наиболее подробно, суть задачи в виде схемы.
Посмотрите на проблему как можно шире, примите во внимание даже варианты решения, которые кажутся немыслимыми. В конце концов, именно они могут оказаться правильными и привести Вас к верному решению.
Используйте метод проб и ошибок. Если имеется ограниченный набор возможностей, перепробуйте их все.