В барокко отмечались преобладание

АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕРЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО

Последующее развитие западноевропейской архитектуры в XVII, XVIII и начале XIX века в стилистическом отношении может быть расчленено на два крупных этана — барокко и классицизм.

Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI сто­летия. Барокко развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. «Нарушение» этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

Барокко в архитектуре Италии, как отмечено, начало складывать­ся еще во второй половине XVI века, причем формирование его призна­ков было в значительной мере связано с творчеством Микеланджело.

Барокко как стиль возник в сложную историческую эпоху. В резуль­тате перемещения торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан и формирования в Западной Европе новых торговых и промышлен­ных центров в ранее передовой Италии наблюдается экономический упа­док, возрастает политическая дробность страны. Тяжелый кризис пере­живает и папство, испытавшее удары реформации. Крепнут силы реакции.

Монументальная архитектура этого времени в Европе в целом яв­лялась служанкой абсолютистских режимов королей, светских духов­ных князей, католической церкви. В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые нацио­нальные традиции, это сказалось и на архитектуре.

В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характери­стика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской наблюдалось значительное расхождение между фасад­ным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдет речь ниже.

Основные признаки барокко:

· повышенная и подчеркну­тая монументальность,

· представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусствен­ными средствам,

· репрезентативность,

· живописность,

· динамика форм,

· вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры,

· зодчие исхо­дят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер).

· сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов со­оружений,

· активное применение скульптурных и архитектурно-декора­тивных мотивов;

· неравномерное распределение архитектурных средств;

· динамичность архитектурных масс.

· На смену рациональности Ренес­санса приходит иррациональность.

· Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры.

Барокко в архитектуре характеризует­ся приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутрен­ней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призван «обеспечивать», поддерживать ту или иную пластическую форму. Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные, часто – разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

В определяющих сооружениях XVII первой половины XIX века особое развитие и разнообразие приобретают монументальная скульптура и монументальная живопись, а также различные виды прикладного искусства. В живописи и скульптуре верх берут начала декоративные, преобладают многоплановые композиции с чертами сильно выраженной динамики, с усложненными генерализирующими линиями, ритмами. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма.

Синтез искусств в барокко носил иной, чем раньше, в эпоху Ренессанса, характер. В архитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определенные места – часть стены, плафон и т. д. Произведения искусства, ограничиваясь отведенным им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая ее. В сооружениях барокко живопись и скульптура «не укладываются» в определенные рамки, они выходят за их пределы, не подчиняются архитектуре и стремятся как бы «перекричать». Наблюдалось не мирное сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных видов искусств.

Барокко как стиль ранее всего и наиболее определенно проявился в Италии. Эта страна в XVI —XVIII веках состояла из ряда мелких государств, внешнеполитическое и экономическое положение которого отличалось сложностью и неустойчивостью. Материальная база строительства была ограничена. Ведущая роль в развитии архитектуры принадлежала католической церкви, Ватикану, который стремился поддерживать свой престиж путем возведения многочисленных храмов, не столь крупных по размерам, но всегда оформленных необычайно эффектно и эмоционально впевчатляюще.