Произведения для ознакомления
- Люксембургский дворец в Париже (арх. Соломон де Бросс, 1611);
- Пале-Рояль (арх. Жак Лемерсье, 1624);
- Церковь Сорбонны (арх. Жак Лемерсье, 1629);
- Орлеанский корпус замка в Блуа (арх. Франсуа Мансар, 1635 - 1638);
- Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа (арх. Франсуа Мансар, 16421651);
- Церковь Валь де Грае (арх. Франсуа Мансар, Жак Лемерсье), 1645 -
1665);
- Коллеж Четырех наций (арх. Луи Лево, 1661 - 1665);
- Дом и Собор Инвалидов (арх. Либераль Брюан, Жюль Ардуэн Мансар, 1671 - 1708);
Ансамбль Лувра:
- Юго-западный корпус (арх. Леско, XVI век);
- Западный корпус (продолжен корпус арх. Леско, осуществлен арх. Жаком Лемерсье, 1624);
- Павильон Часов (арх. Жак Лемерсье, 1624);
- Северный и южный корпуса (арх. Луи Лево, 1664);
- Восточный корпус (арх. Клод Перро, 1664);
Площадь Вогезов (1605 - 1612), Вандомская площадь (арх. Жюль Ардуэн Мансар, 1685 - 1701).
Отели: Отель Карнавале (арх. Ф.Мансар перестроил творение Леско в 1636 г.), Отель Сюлли (арх. Андруэ-Дюсерсо, 1600 - 1620), Отель Тюбеф (арх. П.Лемюэ, 1600 - 1620), Отель Лианкур (арх. П.Лемюэ, 1620 - 1640), Отель Бациньер (арх. Ф.Мансар, первая половина 17 века);
Триумфальная арка Сен-Дени, (арх. Ф.Блондель, 1672);
Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт (авт. Луи Лево, Жюль Ардуэн Мансар, 1656 - 1661);
Дворцово-парковый ансамбль Версаля (авт. Луи Лево, Жюль Ардуэн Мансар, Андре Ленотр, нач. в 1664).
3.2. Анализ шедевра французской архитектуры XVII в. Садово-паркового ансамбля Версаля
Садово-парковый ансамбль Версаля является грандиозным сооружением, репрезентантом искусства XVII в. Системность ансамбля, его грандиозность и простроенность позволяет раскрыть его сущность через понятие художественной модели. Ниже будет показано, как данный памятник функционирует как художественная модель.
Познание с помощью модели основано на замещении объекта моделирования иным объектом, изоморфным исследуемому по ряду релевантных свойств. В силу того, что модель более доступна исследованию, чем познаваемый объект, она позволяет обнаружить новые свойства и сущностные связи. Полученные при исследовании модели результаты экстраполируются на познаваемый объект.
Операциональность модели дает возможность совершать с ней определенные действия, строить эксперименты, в которых проявляются сущностные свойства модели и, значит, исследуемого объекта. Эффективные схемы действия могут быть перенесены на исследование познаваемого объекта. Модель концентрирует в себе сущностные свойства изучаемого объекта и обладает большой информационной емкостью.
В основании модельного замещения лежит изоморфизм (соответствие) познаваемого объекта и модели, поэтому знание, полученное в процессе моделирования, истинно в классическом смысле соответствия исследуемому объекту.
Произведение искусства отвечает всем принципам общенаучного метода моделирования и, следовательно, является моделью. К специфическим чертам произведения искусства как модели и самого процесса художественного моделирования относятся следующие:
- мастер, выступая в роли исследователя, моделирует предельно сложные объекты, раскрывающие смысл человеческого бытия, он с необходимостью строит изоморфизм между заведомо неизоморфными структурами;
- свойство наглядности приобретает в художественных моделях атрибутивный характер;
- в силу высокого статуса наглядности в художественных моделях возрастает онтологичность (отождествление модели с исследуемым объектом, модельного взаимодействия с реальным отношением);
- произведение искусства реализует свою познавательную сущность за счет особого искуса. Искушающее начало художественной модели разворачивается в отношении художника и художественного материала, порождая новое качество в форме чувственно явленной сущности. Зритель в процессе идеального отношения с произведением искусства открывает новые знания о себе и мире.
Создание и действие художественной модели осуществляются только в отношении, когда субъект не элиминируется из отношения, а остается необходимым его элементом. Поэтому отношение становится атрибутивным качеством художественной модели и процесса моделирования.