Виды речи.
Внешняя речь | Внутренняя речь |
Устная речь → → | Диалогическая речь |
Монологическая речь | |
Письменная речь → → | Письмо |
Чтение |
А.Р.Лурия выделял иные виды речи:
1 вид речи: аффективная.
(подкорковая, плохо контролируемая речь)
у людей с речевой патологией этот пласт остается сохранным; этот пласт зависит также и от культурного уровня человека;
2 вид речи: автономная
(порядковый счет, дни недели, времена года, заученные стихи, пословицы);
3 вид речи: монологическая и диалогическая речь.
Данные виды речи дифференцировал и Якубинский.
Психологическая природа диалогической речи.
Диалог (ди – два, логос – речь) – предполагает общение 2-х собеседников; предметом разговора является ситуация (реальная или хорошо знакомая обоим). Знание ситуации обуславливает редуцирование (сокращение) речи. Диалогическая речь – это речь сокращенная, с неполными синтаксическими конструкциями. Сократить речь можно за счет широкого применения паралингвистических средств (жесты, мимика). Они являются правомерными заместителями слов. Слама Казаку изучала особенности диалога у маленьких детей (какую роль занимают паралингвистические средства в диалоге у детей). На основе своих исследований она сделала вывод, что в процессе диалога человек ориентируется не столько на значение слова, сколько на паралингвистические средства, поэтому у ребенка диалогическая речь формируется первой, спонтанной, т.е. благодаря совместной деятельности со взрослым. В норме к 3-5-ти годам ребенок должен владеть такой речью. Психолог Мухина выделила различные виды диалога:
1 вид: невербальный (когда ребенок выражает свою мысль через жесты, мимику);
2 вид: смешанный (ребенок использует словесные и паралингвистические обозначения);
3 вид: вербальный (ребенок выражает свою мысль словесно, но синтаксис бытовой);
4 вид: учебный (общение, в процессе которого ребенок должен усваивать научные понятия; этот вид диалога строится на полных развернутых предложениях).
А.Р.Лурия: «диалогическая речь формируется в первую очередь потому, что она строится на сокращенной форме речи, следовательно, не все звенья порождения речи должны быть актуализированы».
Социальная роль диалогической речи заключается в том, что она требует, чтобы участники диалога приняли на себя определенные социальные роли.