Виды речи.

Внешняя речь Внутренняя речь
Устная речь → → Диалогическая речь
Монологическая речь
Письменная речь → → Письмо
Чтение

А.Р.Лурия выделял иные виды речи:

1 вид речи: аффективная.

(подкорковая, плохо контролируемая речь)

у людей с речевой патологией этот пласт остается сохранным; этот пласт зависит также и от культурного уровня человека;

2 вид речи: автономная

(порядковый счет, дни недели, времена года, заученные стихи, пословицы);

3 вид речи: монологическая и диалогическая речь.

Данные виды речи дифференцировал и Якубинский.

 

Психологическая природа диалогической речи.

 

Диалог (ди – два, логос – речь) – предполагает общение 2-х собеседников; предметом разговора является ситуация (реальная или хорошо знакомая обоим). Знание ситуации обуславливает редуцирование (сокращение) речи. Диалогическая речь – это речь сокращенная, с неполными синтаксическими конструкциями. Сократить речь можно за счет широкого применения паралингвистических средств (жесты, мимика). Они являются правомерными заместителями слов. Слама Казаку изучала особенности диалога у маленьких детей (какую роль занимают паралингвистические средства в диалоге у детей). На основе своих исследований она сделала вывод, что в процессе диалога человек ориентируется не столько на значение слова, сколько на паралингвистические средства, поэтому у ребенка диалогическая речь формируется первой, спонтанной, т.е. благодаря совместной деятельности со взрослым. В норме к 3-5-ти годам ребенок должен владеть такой речью. Психолог Мухина выделила различные виды диалога:

1 вид: невербальный (когда ребенок выражает свою мысль через жесты, мимику);

2 вид: смешанный (ребенок использует словесные и паралингвистические обозначения);

3 вид: вербальный (ребенок выражает свою мысль словесно, но синтаксис бытовой);

4 вид: учебный (общение, в процессе которого ребенок должен усваивать научные понятия; этот вид диалога строится на полных развернутых предложениях).

А.Р.Лурия: «диалогическая речь формируется в первую очередь потому, что она строится на сокращенной форме речи, следовательно, не все звенья порождения речи должны быть актуализированы».

Социальная роль диалогической речи заключается в том, что она требует, чтобы участники диалога приняли на себя определенные социальные роли.