Звуковая структура слова

А.А.Леонтьев – звуковая структура слова похожа на медаль, так как имеет две стороны. С одной стороны она предполагает фонематический слух, а с другой стороны – способность правильно произносить звуки родного языка.

Фонематический слух – это способность узнавать и различать звуки родного языка; на его формирование уходит примерно 2 года жизни ребенка (т.е. он сформировывается к 2-м годам); за этот период у ребенка формируется обобщенный образ фонемы: вне зависимости от того, насколько соседние звуки изменяют звучание данного звука, ребенок должен обобщать различные варианты звучания в один звук; таким обобщенным звуком и будет являться фонема. Фонематический слух в своем развитии обгоняет способность правильно произносить звуки родного языка. Правильные звуки в его речи созревают постепенно. Жинкин в своей работе «Механизмы речи» пишет, что , хотя в нашей речи 30 согласных звуков, для правильного звукопроизношения необходимо овладеть пятью способами артикуляционных работ:

1 способ: смычка.

«грубый» способ; органы артикуляции смыкаются; этот способ произошел из акта сосания и автоматизировался на нем; благодаря такому виду артикуляционных работ в речи ребенка появляются смычные звуки; сама простая пара «П – Б» → «Т – Д» → «К – Г». Данной артикуляцией ребенок овладевает раньше всего. К 1 году и 2 месяцам ребенок уже умеет их артикулировать, на данных звуках строятся первые слова.

2 способ: щель.

Более тонкий вид артикуляционных работ. Органы артикуляции стремятся к смыканию, а кора головного мозга (лобный отдел) этого не допускает (иннервация). К 2-м годам у ребенка главенствующую функцию берет на себя лобная часть коры → появляется возможность контролировать непроизвольное произнесение звуков. Благодаря овладению данным видом артикуляции ребенок начинает произносить щелевые звуки в такой последовательности: «В – Ф» → «С – З» → «Ш – Ж». Данные звуки уже можно тянуть. В отличие от «В – Ф», «С – З» и «Ш – Ж» фрикативные звуки, а также Х, J.

3 способ: сочетание 2-х видов артикуляции.

Смычка + последующий проход воздуха = смычно-проходные (М – Н раннего онтогенеза);

Аффрикаты - слитные звуки, один из них состоит из смычки и щели, а другой из щели:

Ц = Т + С

Ч = Т’ + Щ

Щ = Ш’ (длительный, двойной мягкий звук)

Ребенок овладевает аффрикатами к 3-м годам.

4 способ: палатализация.

( от ит. «палаццо» - дворец, русский аналог – палата)

этот вид артикуляционных работ заключается в способности поднятия средней части языка к небу, в связи с чем ребенок начинает дифференцировать мягкие и твердые звуки. Этот вид дифференцировки формируется к 3-м годам.

5 способ: вибрация.

Данный способ появляется в речи ребенка последним. Формирование вибрации кончика языка и появление звука Р. К 4-м годам у ребенка должны сложиться все виды этих работ (только в том случае, если ребенок физиологически здоров).

Выделяют специфические особенности:

1) наличие в речи детей звуков – субститутов (звуков – заместителей), которые заменяют тот звук, который отсутствует; признаком нормального развития речи является постоянство этих заместителей и замещения. Наличие постоянства приближает произношение к норме.

2) когда у ребенка появляется правильный звук, он включается только в новые слова, а в старых словах используется звук – заместитель;

3) становление правильного звукопроизношения заключается в тенденции к генерализации – это подчинение усвоенному способу; проявляется это в том, что вновь появившийся звук используется даже вместо других правильных звуков (Лалиса → Р →Лариса);

NB: в процессе онтогенетического развития нормативные звуки не сразу появляются в речи ребенка, они проходят определенный путь формирования, подчиняясь развитию функций тех анализаторов, которые отвечают за звукопроизношение (область Брока, например), поэтому возраст до 4-х лет называется косноязычным, т.е ребенку разрешается произносить неправильные звуки.