Тема 2. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Проголошення Карпатської України

 

Закарпатской Украины , этом отношении маленьком краю , суждено сыграть неожиданно большую роль в международных событиях накануне Второй мировой войны. 30 сентября 1938 , после заключения Мюнхенского соглашения между руководителями Великобритании , Франции , Италии и Германии , Чехословакия вынуждена была отдать Гитлеру большую часть своей западной территории . Ослаблением Чехословакии воспользовались словацкие лидеры, 6 октября провозгласили автономию Словакии.

Закарпатье пошло по словацким примером . 8 октября на собрании украинских лидеров единогласно решили добиваться для Подкарпатской Руси автономного статуса. Чешское руководство удовлетворило их требование- 11 октября 1938 было официально предоставлена ​​автономия . 14 октября сформировался первое автономное правительство Подкарпатской Руси в составе 4 - х министров и 2 - х державнихсекретарив . Его премьером стал русофил Андрей Броди , который занимал открытую античешских позицию и вынашивал план присоединения Закарпатья к Венгрии. В конце октября его арестовали , а новым премьер - министром был назначен украинофила Августина Волошина. В результате этих изменений в правительстве и в политической жизни автономного края возобладали украинские силы . Но последующие события развивались не в пользу украинского . 2 ноября немецко - итальянский арбитраж в Вене приговорил Венгрии не только южную часть Словакии , где проживали венгры , но и большую часть Подкарпатской Руси (Закарпатье) , включая крупнейшие города Ужгород , Мукачево , Берегово , в Венгрию отошло 1856 км2 с 180 тысячами населения. Правительство Волошина эвакуировался в новую столицу - Хуст. Несмотря на внешний политическое давление , правительство автономной Карпатской Украины активно проводил развитие государственных структур и обеспечения нормальной жизнедеятельности края:

1 . Было украинизировано образование и прессу .

2 . Расширена сеть кооперативов .

3 . Налажено коммуникации и связь .

4 . Организовано раздачу продовольствия.

5 . Созданы собственные вооруженные силы - Украинской национальной самообороне , впоследствии реорганизованная в Карпатскую Сечь ( примерно 12 тысяч).

 

 

Согласно концепции Р. Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

1.Религиозно-коммерческая. . Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2.Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

3.Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя НавуходоносораXI (604—562 до н. э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах

Особо выделяют внесших вклад в науку управления:

Платон (427—347 до н. э.) называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества.

Аристотель (384—322 до н.э.) называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

Никколо Макиавелли (1469 -1527 г ) — итальянский общественный деятель, философ, политик, историк, военный теоретик. Главной причиной бедствий любого государства он считал слабую власть. Его взгляды на власть, управле­ние нашли отражение в небольшой по объему книге «Государь»

Ада́м Смит (Adam Smith); (1723-1790) в своем труде «Исследование о приро­де и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обога­щению и удовлетворению личных потребностей.

Считается, что впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1886 г. американским бизнесменом Генри Р. Тауном.

Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

По мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, отправной точкой развития современного менеджмента

Школа (подходы) Год Настоящее время
1886 1920 1930 1940 1950 1960
  Научный подход (1886-19200   Процессуальный подход (административная, или классическая школа) (1920-1950)   Школа человеческих отношений (1930-1950)   Подход организационного поведения (поведенческих наук) (1950-…)   Количественный подход (1950-…) Системный подход (1950-…)   Ситуационный подход(1950-…)    

 

Рис.2. Хронология становления иразвития научных школ менеджмента


ШКОЛА «НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (1885—1920).

Эта школа связана с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта, Гаррингтона Эмерсона. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Ф. Тейлор – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.

Нормирование ( любой труд можно структурировать и измерить) и рационализация, Экономическое стимулирование (вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность
Функциональное руководство, сотрудничество, наставничество
Специализация труда (распределение обязанностей)
Систематический отбор и обучение кадров
Принципы научного управления

Рис. 1. Принципы менеджмента (по Ф. Тейлору)

 

Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам называл законами управления:

Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности (= НОТиУ в российском варианте). Это: нормирование, рационализация и оценка труда;

Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их тренировка и обучение. Сейчас это обозначается терминами "профотбор, профконсультирование и профобучение";

Функциональное руководствоСотрудничество администрации с рабочими (внедрение НОТиУ);

Равномерное и справедливоераспределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерамии специализация.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТЕЙЛОРА. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Генри Гантт (1861—1919) внес немалый вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования. Ему принадлежит теория создания метода планирования комплекса взаимосвязанных работ, метода диаграммирования (через горизонтальные полоски), названный графиками Гантта.

Видными последователями Тейлора были его соотечественники муж и жена Лиллиан и Френк Гилбрет (Джилбретт).

Еще в начале трудовой деятельности Ф. Гилбрет был поражен бесполезной растратой ресурсов, допускавшейся существовавшими в то время методами ведения строительства, и решил устранить их или хотя бы сократить. Он разработал «наилучшие способы» укладки кирпичей и использования строительных материалов, установки лесов и подготовки учеников; применение усовершенствованных методов позволяло снижать производственные издержки и увеличивать зарплату работникам.

Джилбрет составил список 17 основных движений (14 элементов действия и 3 элемента отсутствия действия), которые позволили проводить более точный анализ элементарных движений рабочих.

Мельчайшие трудовые движения он назвал терблигами (обратное прочтение их фамилии Gilbreth). Продолжительность каждого такого движения замерялась специальным прибором,сочетавшим в себе кинокамеру и хронометр – микрохронометр- часы с большой минутной стрелкой, которая регистрировала время с точностью до 1/2000 мин.

Эти часы помещались в поле зрения трудовых операций, снимаемых на кинопленку. При помощи "терблидж-диаграммы", т.е. поэлементной диаграммы, Джилбрет мог анализировать любую конкретную рабочую операцию.

Инженер-механик Гаррингтон Эмерсон, разделявший большую часть убеждений Тейлора, в 1908 г. написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В ней он обратил внимание на важность оптимальной структуры организации, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масш­табах, а также на большое значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов эффективно­сти» (1913), из которой видно, что он, в сущности, «дрейфовал» в сторону классиче­ского направления:

1) отчетливо поставленные цели(выработка идеалов - исходный пункт управления);

2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин;

3) компетентная консультацияс целью совершенствования управления на основе привлечения профессионалов;

4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением;

5) справедливое отношениек персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7) диспетчированиепо принципу «лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее»;

8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени;

11) письменные стандартные инструкции;

12) вознаграждение за производительность

КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (1920—1950).

Целью школы было создание универсальных принциповуспешного управления работой организации в целом. Она сформировала теорию управления всей организацией.

Были выработаны две группы принципов:

Ø Рациональная система управления организацией.Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация.

Ø Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.

Административная школа связана с именами Анри Файоля — во Франции,

Линдалл Урвика —в Великобритании, Генри Форда, Джеймс Муни, Э. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмэна, Л.Э. Аллена — в США,

Макса Вебера — в Германии и пр.

Выдающийся французский инженер Анри Файоль (1841–1925) предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них группы операций (действий).

В деятельности любой организации Файоль выделял следующие шесть основных сторон:

- техническую

- коммерческую

- финансовую,

- защитную

- бухгалтерскую (учетную

- административную (управленческую),

Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо.

 

Каждая из них нуждалась в управлении,предполагавшем осуществление функций*: