Анализ возможностей организации

Первым действием данного этапа является анализ возмож­ностей организации в отношении ее технологической базы, пер­сонала и используемого ПО. Такой анализ может быть формаль­ным или неформальным.

Формальные подходы определяются моделью СММ, а также стандартами ISO 9001: 1994, ISO 9003-3: 1991 и ISO 9004-2:1991. Главное в этих подходах — анализ различных аспектов происходя­щих в организации процессов.

Для получения информации относительно положения и пот­ребностей организации могут использоваться неформальные оценки и анкетирование. Список вопросов, которые могут помочь в неформальной оценке текущей практики использования ПО, ТС ПО и персонала, приведен ниже.

Рис. 5.3. Определение потребностей в ТС ПО

Общие вопросы (ответы на данные вопросы в целом характери­зуют подход организации к разработке ПО):

· используемая модель ЖЦ ПО (каскадная или итерацион­ная);

· используемые методы (структурные, объектно-ориентиро­ванные). Опыт, накопленный при использовании того или иного метода, полученное обучение. Степень адаптации ме­тода к потребностям организации;

· наличие документированных стандартов (формальных или неформальных) по анализу требований, спецификациям и проектированию, кодированию и тестированию;

· количественные метрики, используемые в процессе разра­ботки ПО, их использование;

· виды документации, выпускаемой в процессе создания ПО;

· наличие группы поддержки ТС ПО.

Вопросы, касающиеся проектов, ведущихся в организации:

· средняя продолжительность проекта в человеко-месяцах;

· среднее количество специалистов, участвующих в проектах различных категорий (небольших, средних и крупных);

· средний размер проектов различных категорий в терминах кодовых метрик (например, в функциональных точках или строках исходного кода), способ измерения.

Вопросы, касающиеся технологической базы:

· доступные вычислительные ресурсы, платформа разработки;

· уровень доступности ресурсов, «узкие места», среднее время ожидания ресурсов;

· ПО, используемое в организации, и его характер (готовые программные продукты, собственные разработки);

· степень интеграции применяемых программных продуктов, механизмы интеграции (существующие и планируемые);

· тип и уровень сетевых возможностей, доступных группе раз­работчиков;

· используемые языки программирования;

· средний процент вновь разрабатываемых, повторно исполь­зуемых и реально эксплуатируемых приложений.

Целью оценки персонала является определение его отноше­ния к возможным изменениям (позитивного, нейтрального или негативного).

Вопросы, касающиеся оценки персонала:

· реакция сотрудников организации (как отдельных людей, так и коллективов) на внедрение новой ТС ПО, наличие опыта успешных или безуспешных внедрений;

· наличие лидеров, способных серьезно повлиять на отноше­ние к новым средствам;

· наличие стремления «снизу» к совершенствованию средств и ТС ПО;

· объем обучения, необходимого для ориентации пользовате­лей в новой ТС ПО;

· стабильность и уровень текучести кадров.

Целью оценки готовности организации является определение того, насколько она способна воспринять как немедленные, так и долгосрочные последствия внедрения ТС ПО.

Вопросы, касающиеся оценки готовности:

· поддержка проекта со стороны высшего руководства;

· готовность организации к долгосрочному финансированию проекта;

· готовность организации к выделению необходимых специа­листов для участия в процессе внедрения и их обучению;

· готовность персонала к изменению технологии своей рабо­ты и трудовых навыков в такой степени, в какой это потре­буют новые средства;

· степень понимания персоналом масштаба изменений;

· готовность технических специалистов и менеджеров пойти на возможное кратковременное снижение продуктивности своей работы;

· готовность руководства к долговременному ожиданию отда­чи от вложенных средств.

Оценка готовности организации к внедрению ТС ПО должна быть объективной и тщательно выверенной, поскольку в случае отсутствия такой готовности все усилия по внедрению потерпят крах.