Введение

 

В конце XX столетия произошли ключевые изменения в технике СМИ, это было связано с бурным развитием наукоемких технологий в области вычислительной техники. Появился Интернет и первая настольная издательская система, в корне изменившая основы издательского дела: наборные процессы и изобразительный материал интегрировались в электронные страницы с дальнейшей возможностью вывода на цифровых устройствах. Редакционная подготовка периодической печати стала более оперативной, несмотря на то, что длинный ряд традиционных типографских процессов от набора до получения фотоформ, полностью переместились в отделы допечатной подготовки редакций газет и журналов.

Глобальная сеть сделала возможным появление «параллельных» или электронных изданий, в связи с чем канадский социолог Маршалл Маклюэн предсказал закат "галактики Гутенберга" еще до конца XX столетия. Но наступил новый век, а предсказания о бурном росте "безбумажных" средств коммуникации и, как следствие, отмирание традиционных книг, журналов и газет не оправдались. Напротив, количество печатной продукции существенно увеличилось, обеспечив экономический подъем бумажной промышленности и рост числа полиграфических предприятий.

Компьютер предоставил совершенно новые возможности для поиска и передачи информации, мультимедийные средства дали новизну ощущений, но необходимость отфильтровывать и анализировать поток данных осталась неизменной. Общество не может мыслить, если утратит способность читать.

Курс "Техника и технология средств массовой информации" посвящен изучению технической базы и организации производства периодической печати, теле- и радиовещания. В настоящем электронном издании представлены материалы, посвященные периодической печати. Большое внимание уделяется современному состоянию и перспективам развития техники переработки текстовой и изобразительной информации, использованию электроники на разных стадиях подготовки и выпуска продукции.

Курс состоит из шестнадцати лекций и восьми практических занятий. Студенты готовят реферат, посвященный одной из проблем развития материально-технической базы средств информации.

В "Приложении" приводится тематика практических и самостоятельных занятий, а также темы рефератов.

Цель настоящего интернет-издания — познакомить студентов с современным аппаратным редакционно-издательским оборудованием и программным обеспечением, изложить базовые технологии, применяющиеся в полиграфии, объяснить необходимость учета важнейших полиграфических параметров конкретного издания еще на стадии допечатной подготовки, рассказать о возможности хранения и передачи информации, используя различные цифровые носители и каналы связи. Для того чтобы учащийся мог легче усвоить материал, структура издания приближена к последовательной схеме производства печатных СМИ: допечатные, формные, печатные и послепечатные процессы.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Если студент по каким-либо причинам не может отыскать рекомендованные печатные издания, он может обратиться к интернет-источникам, нажав левой кнопкой мышки на названии статьи, помеченной синим цветом: гиперссылка связана с заглавием материала.

 

Организация и Техника
производства периодических изданий

Допечатная подготовка СМИ
Факторы, вызвавшие появление и развитие современной электронной техники подготовки издания к печати.

Устройства ввода и передачи текстовой информации. Сравнительный анализ современных компьютерных платформ, межплатформенная совместимость. Базовый комплект: компьютер, монитор, сканер, принтер. Модемы, пейджеры, персональные коммуникаторы.

Программное обеспечение. Различные программы для набора. Системы оптического распознавания текста. Системы распознавания голоса. Правила набора текстовых материалов.

История развития наборных процессов: ручной набор, механизация и автоматизация наборных процессов, фотонабор (Би Шен, И. Гутенберг, У. Чёрч, П.П. Княгининский, О. Мергенталер, В.А. Гассиев).

 

Правила набора текстовых материалов
До появления компьютеров текстовые материалы в машинописном виде поступали в типографию, где профессиональные наборщики на клавиатуре линотипов или наборных автоматов заново воспроизводили текст. В настоящее время профессия типографского наборщика исчезает, и ответственность за правильный набор ложится на журналистов. В связи с этим приведем некоторые правила введения текстового материала в память компьютера:
• при наборе используются различные типы кавычек для русского языка „ (Alt+0132); " (Alt+0147); " (Alt+0148); " (Alt+0171); " (Alt+0187) и для английского языка ’ (Alt+0145); ’ (Alt+0146);
• для постановки многоточия желательно использовать сочетание клавиш ... (Alt+0133), в этом случае многоточие не будет оторвано от слова;
• известно, что на некоторых клавиатурах компьютера отсутствует тире, в ряде изданий этот знак отсутствует до сих пор, а вместо него используется дефис. Это грубейшая ошибка. Для введения в текст знака тире рекомендуется использовать сочетание клавиш — (Alt+0151); иногда, например между датами, используется короткое тире без пробелов – (Alt+0150): 1700–1800;
• для вставки специальных символов можно обратиться к утилите Character map (Start>Programs>Accessories> Character map);
• для предотвращения разрыва частей слова или сочетания слов используются неразрывный дефис (CTRL+SHIFT+ +дефис) или неразрывный пробел (CTRL+SHIFT+пробел);
• инициалы друг от друга отбивают узким неразрывным пробелом, а от фамилий — обычным неразрывным пробелом.
• символы "N" (Alt+0185) и "§" (Alt+0167) отбиваются от идущей за ними цифры узким неразрывным пробелом;
• между словами не должно быть более одного пробела, все выравнивания производятся табуляцией;
• не отбиваются пробелом от предшествующего слова или цифры точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, символы процента (20%), градуса (200), минуты, секунды;
• необходимо помнить, что построенные в Microsoft Word таблицы будут некорректно экспортироваться в издательские системы;
• абзацные отступы ни в коем случае нельзя заменять пробелами или табуляцией;
• в установках текстового процессора должны быть разрешены только "мягкие переносы";
• точка не ставится в заголовке и подзаголовке, если он отделен от текста, в конце подписи под рисунком, в заголовке таблицы и внутри нее;
• если скобка завершает предложение, точку ставят после нее. Если точка необходима внутри скобки, то снаружи ее не ставят;
• дроби не отделяются пробелом от целой части (2,3), равно как математические знаки (–5+7) и обозначения степени;
• между числом и указанием размерности ставится неразрывный пробел (10 см).

 

Контрольные вопросы:
· Перечислите аппаратные средства для ввода и передачи текстовой информации.
· Какие типы компьютеров целесообразно использовать журналисту, находясь в командировке?
· Назовите основные этапы развития ЭВМ.
· Что помогает преодолеть зашумленность линий связи при передаче сигнала посредством модема?
· Какие программные средства необходимы для ввода текстовой информации?
· В каком случае при наборе текста используется дефис, короткое и длинное тире?
· Когда применяется неразрывный пробел?
· Назовите этапы развития наборных процессов.

 

Обязательная литература:
Ситников В. Техника и технология СМИ: Периодическая печать. — М.: Фак-т журн. МГУ, 2002. С.8–18
Шапинова Н. Правила набора и верстки: так ли уж они нужны?//Курсив. — 1997. — N 3. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html

 

Дополнительная литература:
Книга. — М.: БРЭ, 1999. — C. 434– 436.
Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М.: Юрист, 1998. — C. 219
Пикок Д. Издательское дело. Книга от замысла до упаковки. — М.: Эком, 1998. — С. 41–47
Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. — М.: Книга, 1991. — С. 33–47
Попов В.В. Общий курс полиграфии — М.: Книга, 1964. — 39–54
Microsoft Word 97. Шаг за шагом: Практ. пособие./Пер. с англ. — М.: Издательство ЭКОМ, 2000. — 304 с.
Никольский Н., Кондратьев С. Набор текста без оператора. — Книжное дело. — 1994. — N 6. — С.53–55
Рязанцев О. Рынок модемов в Москве// Компьютер Пресс. — 1996. — N10. — С. 144–146.

 

Интернет-источники:
· Все о модемах
· Как устроен и работает модем
· Модем (модулятор-демодулятор)
· Персональный коммуникатор V100
· Персональный коммуникатор от Motorola
· Словарик некоторых терминов
· Шапинова Н. Правила набора и верстки: так ли уж они нужны? // Курсив, N3 (6), 1997
· Microsoft Word 2002 // www.microsoft.com/rus
· Nokia 9210 и 9210i Communicator

 

Воспроизведение изобразительных оригиналов. Виды издательских оригиналов, требования, предъявляемые к ним. Особенности воспроизведения штриховых и полутоновых оригиналов, одноцветных, многокрасочных и полноцветных. Растр, его назначение, линиатура.

Сравнительные характеристики традиционного фотохимиграфического и современного электронного способа обработки изобразительных оригиналов: технологические схемы, возможности, преимущества.

Процесс цветоделения для воспроизведения изобразительного материала. Общие сведения о свете и цвете. Основные цветовые системы (RGB, CMYK, CIE lab). Программное обеспечения для обработки изобразительного материала.

Цифровые форматы хранения растровой и векторной графики (TIFF, JPEG, GIF, WMF, PICT, CDR, AI, EPS). Проблемы межплатформенной совместимости при экспорте-импорте изобразительного материала.

Подготовка к печати изобразительного материала. Различные виды сканирующих устройств: планшетные, барабанные, проекционные и слайд-сканеры, специфика применения. Разрешающая способность различных сканеров (погрешность, возникающая при сканировании системами с подвижным зеркалом или вращающимся барабаном). Характеристика показателей оптической плотности и глубины (битности) цвета сканера для оптимальной цветопередачи изобразительного материала. Цифровые фотоаппараты. Специфика использования в СМИ, перспективы развития.

 

Контрольные вопросы:
· Перечислите основные цветовые системы. Почему в телевидении и полиграфии нельзя применять единую цветовую систему?
· Что такое линиатура растра?
· Причины появления муара?
· Как происходил процесс цветоделения до использования компьютерной техники?
· Назовите типы сканирующих устройств и целесообразность применения для различных типов изданий.
· В чем разница между растровой и векторной графикой?
· Перечислите форматы хранения графических файлов.

 

Обязательная литература:
Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. — М.: Филол. о-во "СЛОВО", АСТ, 2002. С. 105–135
Стефанов С.И. Путеводитель в мире полиграфии. — М.: ИФ "Унисерв", 1998. — С. 99–110, 153–174.

 

Дополнительная литература:
Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати/Пер. с англ. — Мн.: Попурри, 1997. — С. 11–25, 55–80.
Пикок Д. Издательское дело. Книга от замысла до упаковки. — М.: Эком, 1998. — С. 81–88.
Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. — М.: Книга, 1991. — С. 40–46, 150–170.
Попов В.В. Общий курс полиграфии — М.: Книга, 1964. — С.158–204.
Шпунт Я. Сканирование: лучшие программы, полезные советы. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ДМК Пресс, 2001. —С. 31–46.
Амангельдыев А. Купить цветной принтер?//Компьютер-пресс. — 1995. — N 5. — С. 96–103.
Дубина Н. Несколько слов о сканировании и качестве.// КомпьюАрт. — 2001. — N 7. — С. 26-29.
Игнатов К. Дагерротип конца ХХ века.// Курсив. — 1996. — N 2. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/prepress.html
Книга. — М.: БРЭ, 1999. — С. 693–695.
Назарьев В.В. Цвет: компьютерная обработка цветных изображений. — М.: Эком, 1996. — С. 11–37, 38–45.
Маклеланд Д. Редактирование изображений.//Publish. — 1997, N 6. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/prepress.html

 

Интернет-источники:
· Борисов М. FreeHand 9: плавная эволюция или Без революционных перемен // Publish, N 4, 2000
· Борисов М. Photoshop 6: советы и секреты // Publish, N 7, 2001
· Борисов М. Photoshop: история успеха //Publish, N 8, 2001
· Борисов М. Девятый иллюстратор // Publish, N 6, 2000
· Борисов М. Новые форматы изображений: требование времени // Publish, N 2, 2001
· Быстрые перемены // Publish, N 6, 2000
· Бьюри С. Давайте поговорим о цвете // Publish, N 2, 2000
· Бьюри С. Именно те цвета... // Publish, N 4, 2000
· Валуйский B. Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка? // Курсив, N3 (11), 1998
· Варнавская О. Тютелька в тютельку, или печатник в KnockOut’e // Publish, N 1, 2000
· Головачев И. Физические основы муара // Publish, N 3, 2000
· Дацко С. Библиотеки изображений: цена готового искусства // Publish, N 6, 2001
· Зырянов М. ЭЛЕКТРОННАЯ "ФОТОПЛЕНКА" // Publish, N 3, 2001
· Кистенев И. НА РАСТР И ЦВЕТ товарищей нет? // Publish, N 8, 2001
· Кистенев И. НАСКВОЗЬ СМОТРЯЩИЕ // Publish, N 5, 2001
· Кистенев И. СТРУЙНЫЕ ПРИНТЕРЫ — всерьез и надолго // Publish, N 2, 2001
· Кистенев И. Цифровые "камеры-миллионеры" // Publish, N3, 2001
· Кувшинов М. Современные требования к растрированию // Publish, N 3, 2000
· Лонг Б. ДВУX мегапиксельные // Publish, N 1, 2000
· Лоулер Б. В унисон с COLORSYNC // Publish, N1, 2000
· На помощь приходит стохастика: Обработка и растрирование изображений для печати газет // Курсив, N6 (32), 2001
· Николенко М. Cumulus Desktop LE 4.0 // Publish, N 1, 2000
· Нуждин П. Что вечно и что бренно в науке о цвете // КомпьюАрт, N 1, 2002
· Пыльский А. R+G+B — копнем поглубже // vrezka1.htmvrezka1.htm
· Репортажная съемка в цифре. Современные цифровые камеры // www.kursiv.ru
· Седов В. Цифровая студия со скоростью 10000 оборотов в минуту // Publish, N 7, 2000
· Стефанов С. Изображения и оригиналы для полиграфических изданий // www.aqualon.ru
· Стефанов С. Подделка, копия или репродукция? // www.aqualon.ru
· Стефанов С. Регулярные и нерегулярные растровые структуры // www.aqualon.ru
· Стефанов С. Технологии цветоделения // www.aqualon.ru
· Стефанов С. Цвет и цветовоспроизведение в полиграфии // www.aqualon.ru
· Терентьев И. Sony GDM-FW900 // Publish, N 7, 2000
· Терра Р. Треппинг без проблем? // Publish, N 5, 2000
· Фарас Д. Оправдываются ли вложения в цифровую фотографию? // Publish, N 3, 2000
· Фарас Д. С точностью до пиксела // Publish, N 3, 2000
· Фарас Д. Фотолаборатория на рабочем столе // Publish, N 2, 2000
· Фаркас Д. Графические системы для профессиональных издателей // Publish, N 5, 2000
· Цифровое наследие // Publish, N1, 2000
· Шмаков А. Цель предпечатной подготовки, или На чем ставит подпись заказчик // КомпьюАрт, N3, 2002

 

Значение Интернета для организации редакционно-издательских процессов. Доменная система имен. Общие принципы поиска, передачи и получения информации. Сервисы e-mail и WWW как составные части Интернета. Интерактивный режим доступа к информации и режим "отложенного чтения". Электронное издательство.

 

Контрольные вопросы:
· Что такое Интернет?
· Какие сервисы Интернета удобнее использовать для поиска и передачи информации?
· Что такое поисковая система?
· Почему электронные издания в одних случаях используют язык HTML, а в других предоставляют публикации в формате PDF.

 

Обязательная литература:
Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. — М.: Филол. о-во "СЛОВО", АСТ, 2002. С. 187–202

 

Дополнительная литература:
Колесников А. Internet: для пользователя. — К.: BHV, 2000. — 304 с.
Фролов А., Фролов Г. Всемирная паутина. Ваш спутник в Интернете. — М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2000. — 400 с.
Adobe: вопросы и ответы. — М.: КУБК-а, 1998. — С. 2–5
Баевский В. Быстрые сетевые радиокоммуникации — прорыв в диапазон 23 ГГц.//Компьютер Пресс. — 1997. — N10. — С. 64–66
Гагин А. Популярные услуги Internet.// Компьютер Пресс. — 1996. — N2. — С. 8–19.
Дубина Н. Полиграфия в Интернете.// КомпьюАрт. — 2001. — N 8. — С. 16–32.
Крол Э. Все об Internet. — К.: BHV, 1995. — С. 27–36, 74–80, 90–123.

 

Интернет-источники:
· Борисов М. Красиво и быстро //Publish, N 4, 2000
· Макмэхон Ф. Оптимизация графики //Publish, N 04, 2000
· Арбузов В. PDF стандартные решения для "нестандартного" формата // Publish, N 9, 2000
· Биндер К. На все готовое // Publish, N 7, 2000
· Бум электронных книг // Publish, N 8, 2000
· Алекперов А. Зачем издательству быстрый Интернет // КомпьюАрт, N 9, 2001
· Шмаков А. Издательские системы – поколение Х[ML] // КомпьюАрт, N 4, 2001
· Как устроен Интернет
· Как устроен Интернет

 

Верстка. Пространственная организация текстового и изобразительного материала в настольных издательских системах. Графические станции. Возможности покомплектного расширения базового уровня (цветной принтер, RIP, ФНА и т.д.). Программное обеспечение. Принципы воспроизведения полутонов на цифровых выводных устройствах. Типы выводных устройств. Лазерные принтеры и фотонаборные автоматы, их назначение, виды, специфика использования. Принцип формирования текстовой и изобразительной информации в фотонаборных автоматах, лазерных принтерах и других выводных устройствах. Аналоговая и цифровая цветопроба.

 

Контрольные вопросы:
· Что такое верстка издания?
· В чем разница между версткой и макетированием?
· Что такое настольная издательская система?
· Какие настольные издательские системы вам известны?
· Что такое экранная цветопроба?
· Назовите разницу между цифровой и аналоговой цветопробой?
· Для каких типов изданий необходим вывод фотоформ на ФНА?
· В каких случаях допустим вывод фотоформ на лазерных принтерах?

 

Обязательная литература:
Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. Изд. 2-е, перераб. — М.: Книга, 1991. — C.39–40.
Ситников В.П. Техника и технология СМИ: Периодическая печать. — М.: Фак-т жур-ки МГУ, 2002. С.70–75

 

Дополнительная литература:
Большая Советская Энциклопедия (в 30 тт.). — М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1971. С. 1634–1635
Пикок Д. Издательское дело. Книга от замысла до упаковки. — М.: Эком, 1998. — С. 165–197.
Попов В.В. Общий курс полиграфии — М.: Книга, 1964. — С.145–150.
Энциклопедия книжного дела/ Майсурадзе Ю., Мильчин А., Гаврилов Э. и др. — М.: Юристъ, 1998. — С.170–183, 187–203.

 

Интернет-источники:
· Амангельдыев А. Не электронными публикациями едиными // Курсив, N6 (20), 1999
· Афанасьев В. Adobe PageMaker: советы и секреты //Publish, N 10, 2001
· Афанасьев В. В коробке с PageMaker // Publish, N 9, 2001
· Биндер К. Adobe FrameMaker 6.0 // Publish, N 8, 2000
· Биндер К. Adobe InDesign 1.5 // Publish, N 6, 2000
· Борисов М. Грация и мощь QuarkXРress 5 // Publish, N 9, 2001
· Борисов М. Издательские пакеты на любой вкус // Publish, N 9, 2001
· Варнавская О. Бери больше — кидай дальше, или Как найти компромисс между "сколько можно" и "уже хватит" //Publish, N 5, 2000
· Вся Acrobat'ская рать... // Publish, N 5, 2000
· Головачев И., Савченко В. Оценка характеристик фотонаборного автомата // Publish, N 7, 2001
· Дацко С. Дизайн и верстка: образование сегодня // Publish, N 8, 2000
· Дацко С. Издательские системы в России: не только QPS? // Publish, N 4, 2001
· Дубина Н. Верстать красиво или правильно? // КомпьюАрт, N 4, 2001
· Кирсанов Д. Джамбаттиста Бодони — шрифт и человек // Publish, N 5, 2000
· Клецель А. Нестрашный PostScript // Publish, N 5, 2000
· Лагутин М. Цифровая цветопроба: что нового? // КомпьюАрт, N 9, 2001
· Лыгун А. Давид и Голиаф? Принтер против фотонаборного автомата // Курсив, N5 (25), 2000
· Макмэхон Ф. Секретный мир PDF // Publish, N 2, 2000
· Открытие InDesign //Publish, N 3, 2000
· Прохоцкий К. Что мы разрешим принтеру, и что он нам выдаст // Publish, N 7, 2001
· Ремизов Д. Разрешение: о простом и непонятном // www.aqualon.ru
· Сапунков Г. Сухие пленки: сбылась мечта идиота? //Курсив, N1, 1996
· Стефанов С. Фотоформы в полиграфии // www.aqualon.ru
· Терентьев И. Жидкокристаллические мониторы для издателей? // Publish, N 4, 2000
· Терентьев И. Точная наука // Publish, N 9, 2001
· Тим Джилл // Publish, N 1, 2000 (о компании Quark)
· Фомин С. Как приручить шрифты // Publish, N 3, 2001
· Фомина С. Сам себе офис... // КомпьюАрт, N 12, 2001
· Фотовывод: всегда ли "клиент прав"? // Publish, N 3, 2001
· Шмайгер Ф., Косенко П. Вывод пленок через Интернет — реальность! // КомпьюАрт, N 11, 2001
· Шмаков А. InDesign и тысяча и один плагин // КомпьюАрт, N 2, 2002
· Шмаков А. Издательские системы на базе Adobe InDesign и InCopy // КомпьюАрт, N 3, 2002
· Шмаков А. Новая версия PageMaker и Перестройка от Adobe // КомпьюАрт, N 9, 2001
· Шмаков А. О каталогах, ТВ-программах и газетах бесплатных объявлений // КомпьюАрт, N 6, 2001
· Шмаков А. Предпечатная подготовка PDF. Классические и новые средства // КомпьюАрт, N 6, 2001
· Юнов Д. InDesign 2.0. Начало полета // КомпьюАрт, N 2, 2002

 

Особенности технической структуры современной редакции. Применение локальных и внешних сетей в издательстве. Архитектура вычислительной сети: файловый, коммуникационный, удаленный серверы, центральный маршрутизатор, антивирусная защита, система архивирования. Характеристика средств резервного копирования информации (стриммеры, магнито-оптические диски, CD-ROM, CD-RW, RAID, DVD, дисководы с магнитными носителями и сменными картриджами).

Децентрализация печати периодических изданий, цель и значение. Современные возможности передачи информации по различным каналам связи (факсимильная передача изображения, передача цифрового сигнала). Организация централизованного выпуска газет.

 

Контрольные вопросы:
· Перечислите элементы структуры высокоскоростной редакционной сети.
· С какой целью используются ИБП?
· Назовите принцип соединения компьютеров в сети.
· Чем коммуникационный сервер отличается от файлового?
· Какие цифровые носители используются для долговременного хранения информации?
· Что такое RAID?

 

Обязательная литература:
Новиков Ю, Кондратенко С. Локальные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование. — М.: Эком, 2001. — С. 11–54.
Ситников В.П. Техника и технология СМИ: Периодическая печать. — М.: Фак-т журн. МГУ, 2002. С.58–70

 

Дополнительная литература:
Ахметов К. Вирусная опасность и как противостоять ей в масштабе корпорации. // Компьютер Пресс. — 1998. — N6. — С.124–127.
Барабанов С., Коростелин А., Крюков С. Компьютерные сети: вчера, сегодня, завтра.// Компьютер Пресс. — 1997. — N3. — С. 158–162.
Бенеташвили А., Ведев Д. Использование СD-ROM в локальных сетях.//Компьютер Пресс. — 1996. — N10. — С. 52–58.
Богданов В. Защита даных. Информация к размышлению.//Компьютер Пресс. — 1998. — N6. — С. 50–54.
Волобуев В., Ведев Д. Высокоскоростная сеть рабочей группы.//КомпьютерПресс. — 1996. — N 2. — С. 136–141.
Глушков В. Со щитом или на щите. // Компьютер Пресс. — 1998. — N6. — С. 107–108.
Зелов С. Беспроводные сети: новый подход к реализации. // Компьютер Пресс. — 1996. — N2. — С. 155–159.
Сухоруков К. Информационная революция: прогнозы и реальности // Книжное дело. — 1996. — N1. — С. 80–81.
Трофимова О.И. Научное книгоиздание: день сегодняшний.//Книжное дело. — 1994. — N 5. – С. 20–22.

 

Интернет-источники:
· Апрышкина Г. Управление сетями. Правила для системного администратора // КомпьютерПресс, N 5, 2001
· Бьюри С. Цифровой фундамент // Publish, N 3, 2000
· Молли У. Джосс. Файлы на скоростной полосе // Publish, N 3, 1998
· Седов В. 7000 мегабайт за 10 баксов, или Некоторые особенности хранения графической информации // Publish, N 8, 2000

 

Формные и печатные процессы
Оборудование для верстки (монтажа) полос. Ручной монтаж фотоформ. Электронный спуск полос. Устройства для экспонирования формных пластин. Виды печатных форм, особенности изготовления.

 

Контрольные вопросы:
· Зачем нужен спуск полос?
· Как производится ручной монтаж фотоформ?
· В чем преимущества электронного монтажа перед ручным?
· В чем различие между формной пластиной и печатной формой?

 

Обязательная литература:
Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. Изд. 2-е, перераб. — М.: Книга, 1991. — C.96–159.
Ситников В.П. Техника и технология СМИ: Периодическая печать. — М.: Фак-т жур-ки МГУ, 2002. С.98–142

 

Дополнительная литература:
Пикок Д. Издательское дело. — М.: Эком, 1998. — 264–266.
Попов В.В. Общий курс полиграфии. — М.: Книга, 1964. — C.298–333.
Минин П. Беру формный материал и отсекаю все лишнее...//Курсив. — 1997. — N 1. — C. 4–10).
Ширенов Д. Новая ЭРА в формных процессах.//Курсив. — 1997. — N 2. — C. 38–44).

 

Интернет-источники:
· Валуйский В. Computer-to-Plate:наши недостатки есть продолжение наших достоинств // Курсив, N6 (14), 1998
· Варнавская О. Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress // Publish, N 7, 2000
· Вдовин В., Цветков Л. Содержание форм. Формные процессы: техника и технология // Курсив, N4 (24), 2000
· Григорович Д. СТР - светлое настоящее или всё же будущее // Publish, N 4, 2000
· Гудилин Д. Компьютер –офсетная пластина // КомпьюАрт, N 3, 2002
· Гудилин Д. Формное оборудование: здоровый консерватизм // КомпьюАрт, N 3, 2002
· Кувшинов М. ВЫЗОВ цифровой формы // Publish, N 8, 2000
· Понедельник начинается в воскресенье // Курсив, N5 (31), 2001 (О преимуществах и особенностях использования современных рулонных печатных машин)
· Принтер вместо типографии // КомпьюАрт, N 2, 2001
· Самсонов Д. Prime Time для цветной газетной печати // Publish, N 1, 2000
· Системы Computer-to-Plate и фотонаборные автоматы // www.aqualon.ru
· Современная печатная машина для газет // КомпьюАрт, N 11, 2001
· Стефанов С. Печатный процесс и машины // www.aqualon.ru
· Терентьев И. Xante PlateMaker 3 / Agfa LaserLink // Publish, N 8, 2000
· Триттон К. Стандарты цифровой печати: сравнение цветных печатных машин Indigo и Xeikon // КомпьюАрт, N1, 2001
· Фомина С. Богатство форм, единство содержания // КомпьюАрт, N3, 2002
· Фомина С. Цифровые технологии в полиграфии // КомпьюАрт, N12, 2001
· Шилкина И. Офсетные монометаллические пластины // КомпьюАрт, N3,2002
· CtP - в массы! //Курсив, N2 (28), 2001