В чем состоит надежда душ верующих, не успевших принести плоды покаяния?
Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
Это учение основано на Предании Кафолической Церкви, начала которого видны еще в ветхозаветной Церкви.
Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (см. 2 Мак. 12, 43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова.
Святой Кирилл Иерусалимский говорит:
«…превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная Жертва» (46).
Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы «о тех, кто удерживается в аду», с надеждой для них «мира, прекращения мучений и свободы».
Вопросы к занятию:
Что такое Воскресение мертвых?
Может ли тело воскреснуть?
Все ли воскреснут?
Когда будет Воскресение мертвых?
Чем кончится видимый мир?
Посредством чего мир должен преобразиться?
В каком состоянии пребывают души умерших до Всеобщего Воскресения?
В полном ли блаженстве пребывают души умерших праведников?
Откуда мы знаем, что души праведных пребывают в предначинании блаженства?
В чем состоит предначинание блаженства?
В чем состоит надежда душ верующих, не успевших принести плоды покаяния?
Урок 33. О вере:
О Вечной жизни
Двенадцатый член Символа веры
Что такое «жизнь будущего века»?
«Жизнь будущего века» — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.
Какой будет жизнь будущего века?
Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем: «…еще не открылось, что будем» (1 Ин. 3, 2); «Знаю человека во Христе, который… — говорит апостол Павел, — был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).
В чем будет заключаться блаженство жизни будущего века?
Блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12); «…тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43); «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).