Культура и природа

Глава 7. Онтология культуры

Факторы культурной динамики

 

Обратимся теперь к проблеме факторов, формирующих и поддерживающих изменения (или их отсутствие) в культуре.

Природный фактор занимает ведущее место среди факторов культурной динамики, так как культура в значительной степени зависит от природных условий, в которых она существует, от своего кормящего и вмещающего ландшафта. Впервые этот фактор был подробно проанализирован в теории «географического детерминизма» Руссо, который сделал вывод, что культура возникла в благоприятных для жизни тропических районах, но ее развитие было связано с районами умеренного климатического пояса, потребовавшего от человека достаточно большого труда и усилий для выживания. Руссо считал природный фактор решающей причиной развития культуры и цивилизации в Европе и застоя их на севере и юге.

Природные географические условия влияют не только на форму культурной динамики. Они определяют также и способ хозяйствования, формируют картину мира, существенно влияют на другие сферы культуры. Наличие природных ресурсов и возможность их использования — еще одна сторона природного фактора культурной динамики. Так, жизнь в горах ориентирует население на специфический экономический и хозяйственный уклады — ориентация не на земледелие, а на овцеводство, формирует свою систему ценностей, принципиально отличающуюся от жизни земледельческих народов равнин или степняков-кочевников. Тра-

 

Литература

 

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1997.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

3. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. 1.

5. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002.

6. Кармин А.С. Культурология. СПб, 2003.

7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

8. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

11. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

 

 

 

В различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире, получившее название «культурная картина мира». По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой. Культурная картина мира базируется на отношениях культуры с естественным миром природы, фиксируется в языке, закрепляется в типах личности, присущих данной культуре и идентифицирующих себя с ней.

 

 

Культура внебиологична, ее нельзя свести к природному началу, но и культурное начало в человеке есть не что иное, как природное, преобразованное человеческой деятельностью. Но в таком случае возникает вопрос, противостоит ли природа культуре, или они находятся в гармонии?

На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура — это неприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного вещества.

Так, сторонники социобиологии рассматривают культуру как особый этап общей эволюции природы.

- Растения адаптируются к среде через изменение своей видовой морфологии.

- Животные — через сочетание процессов видовой изменчивости со сменой стереотипов поведения.

- Человек — только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего и стало формирование искусственной среды обитания.

Таким образом, культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная, «вторая» природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

В любом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая.

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием морали, религии, искусства, словом, с рождением духовной культуры.

Воздействие природы на культуру. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятельности человека

Во-первых, природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимое для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. А это в свою очередь требует от него соответствующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы «натуры», человек раскрывает свой собственный природный потенциал, использует родные формы организации оптимальной материальной и духовной деятельности.

Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает непохожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каждого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения. Кроме того, первобытные народы, создавая пантеон своих богов, духов, «оглядывались» на географические особенности места своего проживания. У жителей степных и пустынных регионов отсутствуют такие фантастические персонажи, как водяной, леший, хозяин леса и другие его обитатели.

В-третьих, природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, в суровых климатических условиях мужчины занялись из-