Покупатели.

Визитеры и

Жалобщики,

Отношения между специалистом по Восточной версии нейропрограммирования и клиентом

Вселенная — сфера дружественная.

Сознание и тело — части одной и той же биокибернетической системы.

Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент.

Все мы всегда делаем только лучшее из того, что можем, — просто делать лучше мы пока не научились. Поэтому все наше поведение и действия были лучшими из возможных до сегодняшнего дня. Так что ни под каким видом не следует корить себя за прошлые ошибки и упущения: там и тогда мы сделали лучшее в рамках того, что знали и умели.

Это исключительно верно — то, что в здоровом теле здоровый дух. Как и то, что здоровый дух необходим для здоровья тела. Ибо все, что происходит в одной части любой системы, имеет отражение в других ее частях. И здоровая психика может породить здоровое тело. Возродить здоровье в теле. Если мы в это верим. Если мы этого хотим. И если мы знаем, как это сделать.

На самом деле мир бесконечно прекрасен, безгранично добр и беззаветно щедр. Уродливым, злым и скупым мы его делаем сами — своими восприятиями и своими же действиями, бесконтрольной деятельностью мозга, негативным его наполнением. Но все это можно легко изменить, если понять и принять, что мы — те, кто контролирует свой мозг и свои результаты.

Под рамкой отношений понимается не «слияние душ» между специалистом по нейропрограммированию и клиентом (достижение чего есть функция раппорта), а.некий контекст, в котором будет осуществляться работа по изменению. А таковым прежде всего и более всего являются вполне определенные соглашения, о целях, задачах, способах и формах осуществления консалтинга, психокоррекции, психотерапии и коучинга. «Взаимодейственно» это соглашение реализуется в так называемых контрактах: на изменение и деловом, сущность и структуру которых мы опишем в следующем разделе. Пока же отметим, что детали обоих контрактов должны быть полностью обговорены, причем более всего это, конечно же, касается контракта на изменение.

Дело в том, что всех клиентов можно достаточно условно разделить на следующие три класса:

Первые — жалобщики — используют психотерапевта в качестве этакого платного «обоудмена» (так на Западе называется работник службы управления персоналом, в обязанность которого входит сочувственное и где-то даже эмиатическое выслушивание недовольных), поскольку другие — родители, друзья, родственники и сослуживцы — выслушивать этот поток бесконечных жалоб категорически отказываются. Кстати, только в российской ментально- сти «жалосливое» вываливание перед ближними собственного грязного белья и душевного мусора если и не поощряется, то, во всяком случае, не пресекается. В тех же Соединенных Штатах Америки человеку, который пытается это сделать, с брезгливой миной говорят: «Купи шринка!» (наиболее близкий русский аналог англо-американ- ского слова «шринк» — «душелюб» и «людовед», то есть психотерапевт). Излечиваться жалобщики не собираются.

Вторые — визитеры — как правило, также не ориентированы на изменение. При этом их можно подразделить на три подкласса.

Добросовестные визитеры приходят из любопытства («хочется познакомиться с чем-то новеньким»), а также для того, чтобы убедиться в собственном душевном здоровье.

Терапевтоманы просто как бы зациклились на процессе (а не результате) терапии и получают от него какие-то весьма существенные вторичные выгодны, а то и просто «кайф».

Терапевтоеды поставили своей целью доказать, что с их симптомом никто и никогда не справится, и именно это они со сдержанным и зачастую бессознательным злорадством (иногда доходящим до садизма) демонстрируют очередному терапевту (таким клиентам мы обычно сразу же говорим: «Скольких терапевтов вы уже победили?», после чего с интересом вопрошаем: «А как вы собираетесь одолеть меня?»).

Ну а третьи — покупатели — собственно, только и являются ориентированными (но не обязательно достаточно мотивированными) на изменение клиентами, каковые в идеале приходят затем, чтобы «купить» благополучие, уверенность, спокойствие, любовь к жизни и тому подобное. К сожалению, таковых мало — очень мало, поскольку даже потенциальные покупатели куда лучше знают то, от чего они хотят избавиться, нежели то, что желают приобрести...

Наиболее простым способом создания необходимых «покупательных» отношений (а в Восточной версии нейропрограммирования мы, в отличие от многих, например, недирективных психотераций, не работаем ни с жалобщиками, ни с визитерами, если их не удается «перевести» в покупатели) является объяснение базовой модели изменений, известной как модель «НС —► ЖС» (рис. 22).

 

Рис. 22

Согласно этой модели, после ознакомления клиента с пресуппозициями НЛП следует объяснить следующее. То, что в настоящее время он находится в Настоящем состоянии (НС): неприятном и малопродуктивном (каковое вы, конечно же, сейчас внимательно опишете). Но для того, чтобы действительно выйти из этого состояния, клиенту нужно вместе с вами создать описание Желаемого состояния (ЖС), то есть того, чего он хочет вместо НС. Последнее важно, поскольку всегда и везде для того, чтобы из пункта А приехать в пункт Б, надобно точно представлять, где находится этот самый Б, и, например, от страха можно «приехать» в спокойствие, уверенность в себе, скептицизм, пофигизм и, как говорится, и т. д. и т. п. («уехать» же от страха в нестрах просто невозможно). И только когда вы вместе опишете это самое ЖС, то сможете осуществить (опять-таки совместное) путешествие из настоящего (нежелаемого) в желаемое состояние: посредством неких ресурсов (в Восточной версии нейропрограммирования это не только традиционные ресурсы, но и состояния, способы поведения, убеждения, Образы Самого Себя и новые реакции на контекст), а также техник, с помощью которых эти ресурсы будут переданы и/или использованы. И что это тем более важно, потому что, согласно так называемому принципу Парето 80-20 (20 процентов сотрудников выполняют 80 процентов работ; 20 процентов продукции приносят 80 процентов прибыли; 20 процентов дефектов дают 80 процентов сбоев), 20 процентов желаемых состояний «убирают» 80 процентов состояний нежелаемых.

Остается добавить, что в ряде случаев (в частности, работая в режиме консалтинга) вы можете воспользоваться моделью «НС —► ЖС» для того, чтобы позволить клиенту осуществить «путешествие» от нежелательного к желаемому не в психологическом плане (достижение результата), а в, так сказать, социально-экономическом (прямое и непосредственное получение эффекта). Дело в том, что в НЛП эти два понятия разводятся, причем под результатом понимаются внутренние изменения в человеке, а под эффектом — их внешние последствия.