Методы параметрического ценообразования
Основу параметрических методов ценообразования составляют формализованные количественные зависимости между ценами и основными потребительными свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрический ряд- это совокупность продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или близкое функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем основного потребительного свойства.
Условия применения параметрических методов ценообразования:
■ широкий ассортимент однотипной продукции, отличающийся одним или несколькими качественными параметрами;
■ зависимость покупательского спроса от уровня качества продукции, отражаемого количественным значением параметров;
■ возможность сравнений цен и параметров покупателями.
Сфера применения параметрических методов ценообразования:
1) определение затрат и цен на ранних стадиях проектирования и конструирования новой продукции, когда информация о затратах по новому изделию почти отсутствует или недостаточна, а известны лишь основные параметры будущего изделия;
2) определение соответствия уровня цены нового изделия, исчисленного на базе издержек производства, сложившимся рыночным ценам, отражающим качественные различия между изделиями;
3) прогнозирование затрат и цен.
Преимущество данных методов по сравнению с методами затратного ценообразования состоит в том, что полученная на основе таких исследований цена в большей мере отражает складывающиеся на рынке условия формирования цен, чем калькуляция.
К числу параметрических методов ценообразования можно отнести следующие:
■ параметрические методы, не учитывающие мнение покупателей о значимости параметров:
- метод удельных показателей,
- агрегатный метод,
- метод структурных аналогий;
■ параметрические методы, учитывающие формализованные зависимости между изменением параметров, ценой и спросом:
- корреляционно-регрессионный анализ;
■ параметрические методы, учитывающие субъективные оценки значимости изменения параметров:
- по способу оценки параметров:
балльный,
индексный;
- по способу опроса экспертов:
парных сравнений,
ранговой корреляции.
Все разновидности параметрических методов анализа и определения затрат и цен основаны на обработке статистических данных в пределах однородных групп продукции.