Социальные и идеологические аспекты в жизни советского общества 60-80-х годов

Введение

Шмидт Сергей Федорович

Захарова Мария Сергеевна

Сибирско-американский факультет менеджмента

Байкальская международная бизнес-школа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и науки РФ

Иные

Безусловно, при желании можно значительно расширить круг лиц, входящих в новую внутреннюю эмиграцию в России, включив в нее всех тех, кто искренне считает, что негативные тенденции в общественно – политической жизни страны, лично его не коснутся. Но данных людей нельзя считать внутренними эмигрантами. Великобритания их называет термином "lodger". В России наиболее близко к понятию "lodger" известное старое понятие «обыватель". А обывателей нельзя считать внутренними эмигрантами. Oни просто так живут, или, вернее, существуют.

 

 

“Иркутский государственный университет”

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

 

 

Реферат по истории

на тему «Эпоха застоя» в советской истории: была ли она «застойной»?

 

 

Выполнила студентка
группы 108

Научный руководитель


Кандидат исторических наук


Иркутск, 2013г.

Оглавление

 

Введение. 4

Социальные и идеологические аспекты в жизни советского общества 60-80-х годов 6

Аграрная политика СССР 60-80-х годов. 8

Диссидентское движение в СССР. 10

Внешняя политика СССР в «эпоху застоя». 12

Заключение. 15

Список литературы.. 17

 


 

Тема ««Эпоха застоя» в советской истории: был ли она «застойной»?» была выбрана не случайно. Изучив материал, я поняла, что моя работа в лучшем случае станет еще одним пересказом Википедии и через некоторое время забудется даже мной. Тогда я решила рассмотреть «эпоху застоя», не только как набор цифр, обозначающих среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, но как воспоминания людей, которые в эти годы работали, учились, в общем жили обычной жизнью. Сложно судить о «застойных годах» только по фактам или страницам из учебника, которые повествуют о «количестве рогатого скота на душу населения», ведь главными факторами являются не великие открытия и количество съездов КПСС, а мысли, чувства и мотивация людей, которые прошли через эти годы.

Мне предстоит ответить на основной вопрос темы: был ли указанный период в советской истории «эпохой застоя». По определению словаря Даля: «Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо. [1] В СССР годами застоя считается период с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986)[2], В эти годы родились и выросли мои родители, закончили институт, нашли работу и строили планы на будущее. Разговор с ними об их детстве и молодости, о планах на дальнейшую жизнь и ляжет в основу моих рассуждений об этих исторически сложных годах, как пример жизни в «годы застоя» среднестатистических представителей советской молодежи.

С одной стороны, в эти годы далеко позади разруха и голод, растерзанная и измученная войной страна поднимается из руин, построены города, заводы, люди строят коммунизм. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, но к середине 70-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедляется, в следствие чего возникает ощущение, что и темпы развития СССР замедляются.

В работе представлено краткое описание процессов, происходящих в различных областях жизни общества исторического периода, именуемого в публицистике, как «эпоха застоя».


После Великой Отечественной Войны, когда в послевоенное время царила разруха и хаос, был совершен стремительный рывок в восстановлении страны. Правительство снизило налоги с крестьян и временно увеличило вложения в легкую промышленность. Крестьянам разрешили свободно покидать деревню, и они хлынули в города. Строились дома, заводы, люди верили в светлое будущее и хотели получить шанс на дальнейшую счастливую жизнь. После совершения такой грандиозной и масштабной работы начался более спокойный и размеренный образ жизни, Людям хотелось стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Народ строил коммунизм, где все будут жить так: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». Лозунг был провозглашен, его, правда, потом нечасто повторяли, понимая, видимо, его абсурдность, но люди о нем помнили. Во всех планах, которые принимались партией и правительством, предприятия, производившие товары народного потребления, финансировались по остаточному принципу. Товаров первой необходимости было мало, но люди с этим мирились – стране тяжело. Снабжение было очень неравномерным по регионам, люди ехали в Москву за покупкой предметов первой необходимости и продовольствия. Покупали, сколько могли увезти. Официально в стране была создана сеть магазинов под общим названием «Березка», через которые определенная категория людей снабжалась дефицитными товарами. Если немного окунуться в воспоминания моей мамы, датированные 1984-1986гг, то можно увидеть типичную для походов по магазинам картину, именуемую очередями. После школы дети неслись домой, чтобы немного перекусить и отправиться в святая святых – очереди. Талоны – это «заветное» для моих родителей слово, они до сих пор вспоминают с ужасом. Очередь за «Докторской» колбасой за 2р.20коп. за килограмм иногда заканчивалась уже на улице, обвивая магазин многометровым хвостом. Стоять нужно было обязательно днем или утром, потому что если пытаться зайти в магазин после тяжелого рабочего дня, то велика вероятность не обнаружить там не только колбасы, но даже мыши, сиротливо висящей в недрах холодильных камер.

Нужно отдать должное - вкус «застойных продуктов» вспоминают не только родители, но и многие иностранцы, с аппетитом кушавшие советские деликатесы, которых и так было мало. Сосиски, принесенные с заседаний парткома или сервелат, купленный по большому «блату» тетей, директором магазина «Игрушки» становились своеобразным семейным праздником. Большим событием были только командировки моей бабушки в Ленинград и Москву. Мама вспоминает, что считала часы до ее прилета, ведь бабушка обязательно привозила оттуда модные обновки, зефир в шоколаде, а если повезет, то и «Мишку на Севере». Возвращаясь к вопросу о снабжении по регионам, можно привести в пример Ангарск. Небольшой город, вроде не так уж и далеко от Иркутска, а приехав туда – попадаешь в другой мир. Нет, это не волшебство, дело в чудесном словосочетании «Московское снабжение». Вернуться из страны чудес, а точнее города, без новых туфель, трикотажной кофточки или тортика «Птичье молоко» было почти невозможно. Каждая вещь из «дефицитного списка» была маленьким подарком судьбы. Мама до сих пор вспоминает флакончик «Опиума», подаренный ей на шестнадцатилетие. Она говорит, что никогда не испытывала такую эйфорию от подарка, какую испытала в тот заветный день и хранит его до сих пор. Проверила, и вправду, пустая коричневая склянка с кисточкой заняла почетное место в верхнем ящике комода. Кроме того, с особой грустью ею вспоминается невозможность покупки книг. Достать книгу из разряда классики практически не представлялось возможным, не говоря уже о редких экземплярах. Приходилось сдавать десятки килограмм макулатуры, в надежде получить в обмен на нее заветный том. И поэтому в нашем доме до сих пор на книжной полке стоит томик А.Дюма «Три мушкетера», полученный отцом, как напоминание о тех дефицитны временах.

Но, несмотря на радость от долгожданных приобретений люди понимали, что наблюдать за полетом в космос, стоя в бесконечно длинных очередях – неправильно. Людям хотелось красиво одеваться, употреблять в пищу вкусные продукты в достаточном количестве, иметь возможность покупать вещи, которые хочется, по нормальным ценам, а не которые продавали втридорога фарцовщики. Нарастало раздражение, связанное с непониманием почему мы первые в космосе, но последние в бытовых вопросах. Как это можно было сопоставить с теми лозунгами о построении коммунизма, которые были закреплены в Конституции СССР? Почему на прилавках магазинов нет еды? Что же происходит в одной из важнейших отраслей экономики любого государства - сельском хозяйстве?