Анализ предметной области
База данных создаётся для информационного обслуживания редакторов, менеджеров и других сотрудников компании. БД должна содержать данные о сотрудниках компании, книгах, авторах, финансовом состоянии компании и предоставлять возможность получать разнообразные отчёты.
В соответствии с предметной областью система строится с учётом следующих особенностей:
· каждая книга издаётся в рамках контракта;
· книга может быть написана несколькими авторами;
· контракт подписывается одним менеджером и всеми авторами книги;
· каждый автор может написать несколько книг (по разным контрактам);
· порядок, в котором авторы указаны на обложке, влияет на размер гонорара;
· если сотрудник является редактором, то он может работать одновременно над несколькими книгами;
· у каждой книги может быть несколько редакторов, один из них – ответственный редактор;
· каждый заказ оформляется на одного заказчика;
· в заказе на покупку может быть перечислено несколько книг.
Выделим базовые сущности этой предметной области:
Сотрудники компании. Атрибуты сотрудников – ФИО, табельный номер, пол, дата рождения, паспортные данные, ИНН, должность, оклад, домашний адрес и телефоны. Для редакторов необходимо хранить сведения о редактируемых книгах; для менеджеров – сведения о подписанных контрактах.
Авторы. Атрибуты авторов – ФИО, ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), паспортные данные, домашний адрес, телефоны. Для авторов необходимо хранить сведения о написанных книгах.
Книги. Атрибуты книги – авторы, название, тираж, дата выхода, цена одного экземпляра, общие затраты на издание, авторский гонорар.
Контракты будем рассматривать как связь между авторами, книгами и менеджерами. Атрибуты контракта – номер, дата подписания и участники.
Для отражения финансового положения компании в системе нужно учитывать заказы на книги. Для заказа необходимо хранить номер заказа, заказчика, адрес заказчика, дату поступления заказа, дату его выполнения, список заказанных книг с указанием количества экземпляров.
ER–диаграмма издательской компании приведена на рис. 1 (базовые сущности на рисунках выделены полужирным шрифтом).
Рис.1. ER–диаграмма издательской компании
6.1.2. Анализ информационных задач и круга пользователей системы
Система создаётся для обслуживания следующих групп пользователей:
· администрация (дирекция);
· менеджеры;
· редакторы;
· сотрудники компании, обслуживающие заказы.
Определим границы информационной поддержки пользователей:
1) Функциональные возможности:
· ведение БД (запись, чтение, модификация, удаление в архив);
· обеспечение логической непротиворечивости БД;
· обеспечение защиты данных от несанкционированного или случайного доступа (определение прав доступа);
· реализация наиболее часто встречающихся запросов в готовом виде;
· предоставление возможности сформировать произвольный запрос на языке манипулирования данными.
2) Готовые запросы:
· получение списка всех текущих проектов (книг, находящихся в печати и в продаже);
· получение списка редакторов, работающих над книгами;
· получение полной информации о книге (проекте);
· получение сведений о конкретном авторе (с перечнем всех книг);
· получение информации о продажах (по одному или по всем проектам);
· определение общей прибыли от продаж по текущим проектам;
· определение размера гонорара автора по конкретному проекту.