Анализ предметной области

База данных создаётся для информационного обслуживания редакторов, менеджеров и других сотрудников компании. БД должна содержать данные о сотрудниках компании, книгах, авторах, финансовом состоянии компании и предоставлять возможность получать разнообразные отчёты.

В соответствии с предметной областью система строится с учётом следующих особенностей:

· каждая книга издаётся в рамках контракта;

· книга может быть написана несколькими авторами;

· контракт подписывается одним менеджером и всеми авторами книги;

· каждый автор может написать несколько книг (по разным контрактам);

· порядок, в котором авторы указаны на обложке, влияет на размер гонорара;

· если сотрудник является редактором, то он может работать одновременно над несколькими книгами;

· у каждой книги может быть несколько редакторов, один из них – ответственный редактор;

· каждый заказ оформляется на одного заказчика;

· в заказе на покупку может быть перечислено несколько книг.

Выделим базовые сущности этой предметной области:

Сотрудники компании. Атрибуты сотрудников – ФИО, табельный номер, пол, дата рождения, паспортные данные, ИНН, должность, оклад, домашний адрес и телефоны. Для редакторов необходимо хранить сведения о редактируемых книгах; для менеджеров – сведения о подписанных контрактах.

Авторы. Атрибуты авторов – ФИО, ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), паспортные данные, домашний адрес, телефоны. Для авторов необходимо хранить сведения о написанных книгах.

Книги. Атрибуты книги – авторы, название, тираж, дата выхода, цена одного экземпляра, общие затраты на издание, авторский гонорар.

Контракты будем рассматривать как связь между авторами, книгами и менеджерами. Атрибуты контракта – номер, дата подписания и участники.

Для отражения финансового положения компании в системе нужно учитывать заказы на книги. Для заказа необходимо хранить номер заказа, заказчика, адрес заказчика, дату поступления заказа, дату его выполнения, список заказанных книг с указанием количества экземпляров.

ER–диаграмма издательской компании приведена на рис. 1 (базовые сущности на рисунках выделены полужирным шрифтом).

 

 

Рис.1. ER–диаграмма издательской компании

 

6.1.2. Анализ информационных задач и круга пользователей системы

Система создаётся для обслуживания следующих групп пользователей:

· администрация (дирекция);

· менеджеры;

· редакторы;

· сотрудники компании, обслуживающие заказы.

Определим границы информационной поддержки пользователей:

1) Функциональные возможности:

· ведение БД (запись, чтение, модификация, удаление в архив);

· обеспечение логической непротиворечивости БД;

· обеспечение защиты данных от несанкционированного или случайного доступа (определение прав доступа);

· реализация наиболее часто встречающихся запросов в готовом виде;

· предоставление возможности сформировать произвольный запрос на языке манипулирования данными.

2) Готовые запросы:

· получение списка всех текущих проектов (книг, находящихся в печати и в продаже);

· получение списка редакторов, работающих над книгами;

· получение полной информации о книге (проекте);

· получение сведений о конкретном авторе (с перечнем всех книг);

· получение информации о продажах (по одному или по всем проектам);

· определение общей прибыли от продаж по текущим проектам;

· определение размера гонорара автора по конкретному проекту.