Лекция 14. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП, полученное в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг: KG = DВНП /DG, где KG – мультипликатор государственных расходов; ∆ВНП – приращение валового национального продукта; ∆G – приращение государственных расходов. Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода, то получается данный прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
Налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Мультипликатор налогов показывает приращение ВНП, полученное в результате увеличения налогов: КТ = DВНП /DТ. Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает уже из того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных, а именно потребление. Между мультипликатором государственных расходов и мультипликатором налогов существует взаимосвязь: КТ = МРС∙KG = МРС / (1-МРС), где КТ – мультипликатор налогов; KG – мультипликатор государственных расходов, МРС – предельная склонность к потреблению.
Возникает следующее положение – компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государственных расходов. Это вытекает из того, что влияние налогов и государственных расходов оказывает разное влияние на совокупные расходы, т. е. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению МРC. Потому, что каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государство сокращает налоги, то только часть их уходит на потребление, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.
1. Кредитно-банковская система и её структура.
2. Кредитно-денежная политика и её инструменты.
3. Денежный мультипликатор.
1. Кредитно-банковская система и её структура
С точки зрения институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов. Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом банки – это кредитные организации, которые имеют право в комплексе осуществлять эти операции, а небанковские кредитные организации могут осуществлять лишь отдельные банковские операции.
Кредитно-банковские системы складываются из банковской системы и совокупности так называемых небанковских учреждений, т.е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые учреждения представлены инвестиционными фондами, финансовыми и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами. Эти институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на общие функции, выполняемые банками и кредитно-финансовыми организациями, ядром кредитной системы государства остается банковская система.
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень банковской системы образует центральный банк страны (в РФ – это Центральный банк РФ). Он выполняет следующие функции: осуществляет эмиссию национальных денежных знаков; проводит общий надзор за деятельностью кредитных учреждений; предоставляет кредиты коммерческим банкам; выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг; управляет счетами правительства; осуществляет кредитно-денежное регулирование экономики.
Все иные банки, кроме центрального банка, представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы. Система коммерческих банков непосредственно связана с предпринимательскими структурами. Поэтому именно она содействует обеспечению условий для значительного роста производства, накопления капитала и развития научно-технического прогресса. Благодаря кредиту в различных его формах происходят мобилизация денежного капитала и огромная концентрация капиталовложений в ключевых, технически наиболее прогрессивных отраслях экономики. Кредит занимает важное место в разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке. Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.
К основным традиционным услугам банков в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам коммерческие банки и получают наибольшую массу прибыли. В рамках только этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов. К новым операциям банков относятся услуги: покупка, продажа и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними; выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме; приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг); оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступление в качестве агента клиентов по их риску; услуги по хранению документов и ценностей клиентов (форфейтинг); доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами); оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью; осуществление лизинговых операций. Таким образом, современные банки превратились в информационные центры, расширяются функции банков.
2. Кредитно-денежная политика и её инструменты
Под денежно-кредитной политикой (КДП) государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. К инструментам КДП относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.
Рефинансирование коммерческих банков. Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам по определённой ставке. Изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Операции на открытом рынке. Главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.