Финансовое обеспечение предприятия

Различают два основных вида финансовых ресурсов, необхо­димых для деятельности предприятия, - долгосрочные финансо­вые средства в виде основных фондов (капитала) и краткосроч­ные (текущие) финансовые средства для каждого производствен­ного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи готовой продукции.

При определении потребности в денежных ресурсах необходи­мо учитывать:

для какой цели требуются денежные средства и на какой пе­риод (краткосрочный или долгосрочный);

• когда и сколько необходимо денежных средств;

• можно ли Изыскать необходимые средства в рамках пред­приятия или придется обращаться к другим источникам;

• каковы будут затраты при уплате долгов;

• когда можно ожидать возврата вложенных средств и полу­чения дохода? Какова будет величина этого дохода?

Тщательно взвесив все варианты, выбираем наиболее прием­лемый источник получения денежных средств.

Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов проис­ходит в момент учреждения предприятия, когда образуется ус­тавный фонд. Его источниками в зависимости от организацион­но-правовых форм хозяйствования выступают акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финан­совые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосроч­ный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Основными источниками финансовых ресурсов на действую­щих предприятиях выступают прибыль (от основной и других видов деятельности) и амортизационные отчисления. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различ­ные целевые поступления и др.

При недостатке собственных средств предприятие может об­ратиться за кредитом. В зависимости от того, на какое время бе­рется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесроч­ные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).

Кредитование имеет две разновидности:

• кредитование деятельности хозяйствующего субъекта в фор­ме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит);

• кредитование как разновидность расчетов, т.е. расчетов с рассрочкой платежей (торговый кредит).

Для получения кредита заемщик подает в банк (т.е. кредито­ру) заявку и другие требующиеся документы. В заявке указыва­ются цель получения кредита, сумма и срок, на который испраши­вается кредит. Другие документы устанавливаются конкретным банком-кредитором. К ним обязательно относятся учредитель­ные документы, карточки с образцами подписей и печати, баланс.

 

Получив документы, банк-кредитор оценивает кредитоспо­собность и платежеспособность заемщика. Затем заключается кредитный договор, который содержит вид, сумму и срок креди­та, расчеты процентов и комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные с выдачей кредита, вид обеспечения кредита и форму передачи кредита заемщику.

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Обеспечение кредита- это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полу­ченной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспече­ния кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и стра­хование ответственности заемщика за непогашение кредита. По­ручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.).

Банковский кредитвыдается на конкретный срок под опреде­ленный кредитный процент. Кредит может выдаваться под дол­говое обязательство, именуемое векселем. Одна из форм банков­ского кредита состоит в том, что банк разрешает фирме расходо­вать деньги сверх суммы на ее расчетном счете. Такой кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент банку.

Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, дей­ствующих в настоящее время в России, пользование банковским кредитом для многих предприятий не представляется возможным. При острой необходимости в средствах пользуются в основном краткосрочным кредитом.

Торговый кредит,именуемый также коммерческим, заключа­ется в том, что предприниматель приобретает товар с отсрочкой платежа. Это равносильно получению в долг от продавца товара суммы, равной стоимости товара. Предприниматель, приобре­тающий товар, обязуется согласно контракту, заключенному с поставщиком, вернуть ему стоимость полученного товара в оп­ределенный срок с выплатой процента за кредит, предоставлен­ный в виде товара. Торговым кредитом преимущественно пользу­ются оптовые покупатели товара, хотя не исключается его исполь­зование и при продаже в розницу. В этом случае принято говорить о покупке товаров с оплатой в рассрочку.

В условиях рыночной экономики получают развитие новые формы взаимоотношений предприятий и банков. Прежде всего, имеются в виду лизинг, факторинг, франчайзинг.

 

Лизинг- форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества. Различают два вида ли­зинга: финансовый и операционный.

Финансовый лизингпредусматривает выплату арендатором в течение действия контракта сумм, покрывающих полную сто­имость амортизации оборудования или большую ее часть, а так­же прибыли арендодателя. По истечении срока действия контрак­та арендатор может:

• вернуть объект лизинга арендодателю;

• заключить новый контракт на аренду;

• выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

Операционный лизингзаключается на срок, меньший амортиза­ционного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.

Применение лизинга связано с отделением владения имуще­ства от его использования.

Преимущества лизингазаключаются в том, что лизинг позво­ляет хозяйствующему субъекту получить основные фонды и на­чать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Как ви­дим, лизинг - это эффективный способ финансирования для пред­приятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта ситуация осо­бенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства.

Важно и то, что основные фонды в течение всей сделки нахо­дятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т.е. включаются в себестоимость производимой продукции и соответственно умень­шают сумму прибыли, облагаемой налогом.

Факторингможно определить как деятельность специализи­рованного учреждения (факторинговой фирмы или факторинго­вого отделения банка) по взысканию денежных средств с долж­ников своего клиента (промышленной или торговой фирмы) и управлению его долговыми требованиями.

Факторинг особенно выгоден для предприятий малого и сред­него бизнеса как форма финансирования, позволяющая руковод­ству и сотрудникам сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение большей части платежей, гарантирующая полное погашение за- долженности и снижающая расходы по ведению счетов. Факто­ринг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необ­ходимости брать дополнительные и весьма дорогостоящие кре­диты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятия.

Франчайзинг- это система продажи лицензий (франшиз) на технологию и товарный знак. Система франчайзинга позволяет широко использовать ресурсы крупных предприятий для финан­сирования малого бизнеса.

Покупка франшизы выгодна, поскольку риск сравнительно мал. Вкладывая деньги во франшизу, вы приобретаете жизнеспо­собное предприятие, которое уже долгое время работало успеш­но. Лицензиар (фирма, предоставляющая франшизу) может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Поми­мо предоставления финансовой и консультативной помощи ли­цензиар, как правило, обучает нового предпринимателя методам управления фирмой. Многие лицензиары предлагают консуль­тации по вопросам рекламы, налогов и другим проблемам биз­неса, а также по руководству повседневной деятельностью пред­приятия, работающего на основе франшизы.

Для финансирования крупными фирмами малых фирм-нова­торов, занимающихся, прежде всего, вопросами нововведений, обычно используется венчурный (рисковый) капитал. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производ­ство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в ис­следованиях вероятного характера, связанных с разработкой и освоением принципиально новых товаров, становится осуществ­ление так называемого рискового финансирования небольших фирм, специализирующихся на подобных разработках.

Как уже отмечалось ранее, для малых фирм характерны про­стота управления, широкий простор личной инициативы, возмож­ность проведения гибкой научно-технической политики, актив­ное привлечение к своей деятельности изобретателей.