Прибыль предприятия, ее сущность и формирование

Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

Постоянные и переменные издержки производства

К постоянным издержкампроизводства относят затраты, ве­личина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не произво­дит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленче­ского персонала и т.д.).

 

Под переменнымипонимают издержки, общая величина ко­торых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры при произ­водстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

На практике выделяют три возможных случая увеличения переменных издер­жек: пропорционально увеличению объемов производства, рег­рессивно, опережающими темпами в сравнении с ростом объе­мов производства.

Выявить степень влияния экономии материальных и трудо­вых ресурсов на характер изменения переменных издержек воз­можно только на основе исчисления средних переменных издер­жек на единицу

Прибыль- конечный финансовый результат производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эф­фективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли - цель деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений яв­ляется основным источником финансирования капитальных вло­жений, осуществления воспроизводства основных средств, попол­нения собственных оборотных средств, материального стимули­рования работников, затрат на социальное развитие.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является фи­нансовым результатом и основным элементом финансовых ре­сурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинан­сирования определяется полученной прибылью.

В-третьих, прибыль является одним из источников форми­рования бюджетов разных уровней.

Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции -финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основ­ная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации про­дукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, ак­цизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Вало­вой доход предприятия - выручка от реализации продукции (ра­бот, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет со­бой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оп­лату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 19.1.

 

Материальные затраты Валовой доход
Оплата труда Прибыль
Издержки производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации

 

 

Рис. 19.1.Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия.

 

Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны. от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию. а с другой — от того, насколько уровень издержек производств г соответствует общественно необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления ком­мерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, органи­зовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную поли­тику и т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, тех­нической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, кото­рые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (рас­ходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереа­лизационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсерви­рованных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль,которая представ­ляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финан­сового результата от операций с основными фондами (средства­ми), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагае­мую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выручка Себестоимость    
. . . .    
I    
' -    
Прибыль от реализации Прибыль от прочей реализации Внереализационные доходы (убытки)  
    Ф    
+    
Балансовая прибыль 1 Корректировка прибыли (- )] —  
   
  ^   ^      
Налогооблагаемая прибыль Не облагаемая налогом прибыль > Налог ! ! на прибыль (-) |  
    у      
  +      
Чистая прибыль    
     

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль.По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после упла­ты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства (рис. 19.2). Чистая прибыль - единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

 

В условиях рыночных отношений предприятие должно стре­миться, если не к получению максимальной прибыли, то по край­ней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта свои товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное разви­тие его производства в условиях конкуренции. В конечном итог: это предполагает знание источников формирования прибыли 1 нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро­вая практика, имеются два основных источника получения пр:; были.

Первый источник - это монопольное положение предпри« тия по выпуску той или иной продукции или уникальности про дукта. Поддержание этого источника на относительно высоко? уровне предполагает проведение постоянной новации продукта Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, кг антимонопольную политику государства и растущую конкурен­цию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предприним; тельской деятельностью, поэтому касается практически всех пре; приятии. Эффективность его использования зависит от знанк: конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под не: развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетинг.

Величина прибылив данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной напра? ленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных условий прс-дажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, об­служивание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.1;

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем про­даж, тем больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения изде жек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связав с риском - над предприятием постоянно висит угроза потеря вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому теории и на практике используется понятие «предпринимател екая прибыль»,которая по своей величине должна быть болы чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск»относится как к хо­зяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: ста­тистический и экспертный. В основе статистического лежат при­емы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйствен­ной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска в предпринимательской деятель­ности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся са­мострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.