Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия

Нового производства

Предприятия и подготовка

Инновационная деятельность

Глава 15

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новше­ство, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм орга­низации производства и труда, обслуживания и управления. По­нятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отож­дествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Пе­риод времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й.Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных кторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

• использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

• внедрение продукции с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-
технического обеспечения;

• появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация ределяется как конечный результат инновационной деятельно-получивший воплощение в виде нового или усовершенство-нного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершен- ствованного технологического процесса, используемого в прак­тической деятельности, либо в новом подходе к социальным ус­лугам.

Девиз инновации - «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новше­ство в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреб­лении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, бал­лончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохла­дительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вооб­ще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могу соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рас­срочку. Использование этой идеи буквально преображает эко­номику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации явля­ются их новизна, производственная применимость (экономичес­кая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запро­сам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успеш­ной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

• радикальные (базисные) инновации, которые реализуют от­крытия, крупные изобретения и становятся основой формирова­ния новых поколений и направлений развития техники и техно­логии;

• улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

• модификационные инновации, направленные на частичное
улучшение устаревших поколений техники и технологии, орга­низации производства. 2. По объекту применения:

• продуктовые инновации, ориентированные на производство
и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов,
полуфабрикатов, комплектующих;

• технологические инновации, нацеленные на создание и при­менение новой технологии;

• процессные инновации, ориентированные на создание и фун­кционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

• комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

• отраслевые;

• межотраслевые;

• региональные;

• в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

• реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие вы­живание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые
конкурентами;

• стратегические инновации - это инновации, реализация ко­торых носит упреждающий характер с целью получения конку­рентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

• экономическая;

• социальная;

• экологическая;

• интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в разви­тии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основопола­гающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбина­ций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инно­вационный подход играет возрастающую роль в развитых стра­нах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика. Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, са­мой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимос­тью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчи­вого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто нико­го не заставляет совершенствовать производство, повышать ка­чество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на осно­ве нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательско­го подхода, сутью которого являются поиск и реализация инно­ваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков эконо­мической теории - А. Маршалл высказывался о предприни­мательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики. А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - «свободу производства и пред­принимательство».

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необхо­димости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурен­тоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенство­вать весь процесс от производства до потребления. А сами кон­курентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекто­рию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубо­ких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

В стране наблюдается гигантское перепотребление природ­ных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сель­ском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза боль­ше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия пре-мосходит развитые страны в 4-6 раз'. Эти данные убедительно показывают гигантскую «прожорливость» и затратный характер «ономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль при­надлежит предпринимательскому подходу, основанному на по­иске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не ру­тинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации ради­кально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских пред­приятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде все-то, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно созда­вать главные предпосылки для перевода производства продук-щии в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и но­вая продукция.