Виды планирования

Стратегическое планирование- видение предприятия в буду­щем, его места и роли в экономике и общественно-экономичес­ком устройстве страны, а также основных путей и средств дости­жения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стра­тегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно харак­теризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит «обозримый» характер, во-вторых, предметом его плани­рования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые суще-сгвенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия.

Стратегическое планирование - порождение рыночной системы хозяйствования. Почему? Это обусловливается многими обстоятельствами. Назовем основные:

• конкуренция, присущая рыночной системе хозяйствования,
обусловливающая необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достига­ется путем принятия стратегических установок развития предпри­ятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определением путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только из-жать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные «следствия, но и обеспечить дальнейший рост;

• динамичное развитие научно-технического прогресса, при-
водящее к коренным преобразованиям производства и способстующее усилению его влияния на конкурентоспособность предпрятия. Оно требует предвидеть его результаты и заблаговременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия.

Если стратегия предприятия представляет собой некое виде­ние хозяйствующим субъектом места и роли предприятия на рын­ке товаров, реализуемых им, то стратегическое планирование -это конкретное указание на способ достижения данного состоя­ния. Стратегическое планирование базируется, с одной стороны, на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой — на основе проведения прогнозов по различным облас­тям общественного развития (экономика, наука, техника и тех­нология и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что стратегическое планиро­вание - это средство реализации стратегии предприятия, оно на­правлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достиже­нию целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По су­ществу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

Поскольку стратегия развития определяется каждым предприя­тием, то принимаемый стратегический план в ходе планирова­ния придает предприятию определенность и в то же время инди­видуальность. При этом определенность не может быть неизмен­ной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйствен­ной среды.

Стратегическое планирование целиком и полностью являет­ся прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжи­тельность планового периода, который охватывает стратегичес­кое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде | всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

На базе стратегического планирования осуществляется дол­госрочное планированиена ближайшие 3-5 лет. В нем установки. I сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций раз­вития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

На основе этих планов производится краткосрочное планиро- I ванне.Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели бли-1 жайшего года корректируются ежеквартально, а второго и тре-1 тьего годов - каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходя­щие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкурен­ция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность состав­ляемых планов.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельно­сти предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее п.лакирование.Его результатом являются краткосрочные планы как правило, на год) с учетом и текущих тенденций спроса и пред-ложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 5 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения си­туации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, из­держек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи пзличных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном пла­нировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, от­вечающих за тот или иной вид деятельности.

 

 


Глава 11