Организация и нормирование труда

Организация труда- это совокупность мер, направленная на гаииональное соединение труда работников со средствами про-шзводства с целью достижения высокой производительности тру-Э и сохранения здоровья и работоспособности работающих. Организация труда призвана создавать наиболее благоприятные Зсловия для нормального функционирования и воспроизводства ]вбочей силы, всемерного повышения содержательности и при­влекательности труда.

Основными направлениями организации труда являются:

• совершенствование форм разделения и кооперации труда;

• улучшение подготовки и повышения квалификации кадров;

• рационализация приемов и методов труда;

• улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

• улучшение условий труда;

• укрепление дисциплины труда;

• совершенствование практики мотивации труда;

• совершенствование нормирования труда.

Самостоятельным направлением организации труда являет­ся его нормирование. Под нормированием трудапонимается ус­тановление меры затрат труда в виде норм труда на выполнение оаределенных операций (изготовление единиц продукции) или •ыполнение определенного объема работ в наиболее рациональ-иых организационно-технических условиях.

Нормы труда подразделяются на нормы времени, нормы вы-Г-ботки, нормы обслуживания, нормы управляемости.

Нормы временипредставляют собой количество рабочего времени, необходимого для изготовления единицы продукции или выполнения объема работ в конкретных организационно-техни­ческих условиях. Норма времени измеряется в человеко-минутах, -кловеко-часах, человеко-днях.

Норма выработки- установленный объем работ, который работники или группа работников (звено, бригада) соответству­ющей квалификации должны выполнить в единицу рабочего вре­мени (час, смену и т.д.) в определенных организационно-техни­ческих условиях.

Норма выработки (Нвыр) обратно пропорциональна норме »трат труда и определяется по формуле:

где Нвр - норма затрат труда на единицу работы;

Т - продолжительность рабочего времени (час, смена);

Кр - количество работников, участвующих в выполнении работы.

Норма обслуживания- это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, производствен­ных площадей и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в единицу времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости- это численность работников (количе­ство структурных подразделений), которыми должен руководить один менеджер.

Для установления норм труда применяют аналитический и опытно-статистический методы нормирования труда. Аналити­ческий метод предполагает научный подход к формированию норм и предусматривает проведение следующих операций: иссле­дование трудового процесса, расчленение его на составные эле­менты; изучение всех факторов, влияющих на затраты труда; про­ектирование более совершенного состава операции и методов ее выполнения; разработка мероприятий по улучшению обслужи­вания рабочего места; расчет времени на выполнение работы: внедрение нормы в производство.

Аналитический метод нормирования дифференцируется на аналитическо-расчетный, при котором используются готовые нормативы времени, и аналитическо-исследовательский, в соот­ветствии с которым нормы определяются путем применения хро­нометража, фотографий рабочего дня, выборочного метода изу­чения потерь рабочего времени.

При опытно-статистическом методе сложившееся положение на предприятии в предыдущие периоды рассматривается как база для сравнения с плановым периодом.