Методика оценки банковских рисков.

Методика предназначена для оценки финансового состояния юридических лиц с целью определения их кредитоспособности.

Методика представляет собой сочетание субъективных факторов, которые формируются на основании заполнения анкет, а также объективных данных, которые получают на основании определенной отчетности.

Перед рассмотрением вопроса о кредитовании работники банка должны сформировать общее представление о потенциальном заемщике. Большое значение имеет репутация.

Если заемщик неизвестен, необходимо удостоверится в том, что он заслуживает доверия, является профессионалом и разбирается в финансовых вопросах, а также может представить гарантии своевременного погашения ссуды.

Определение рисков проводится специалистами соответствующих служб банка: службами безопасности, юрисконсультантами, кредитными менеджерами.

При определении риска принимаются во внимание следующие характеристикb заемщика:

1) Состав учредителей.

Решения о предоставлении кредита зависит от репутации учредителей заемщика, при этом репутация может быть:

- очень хорошая – у каждого из учредителей фирмы, которую они возглавляют, являются постоянными клиентами банка, имеют стабильное финансовое положение;

- хорошая – когда о каждом из учредителей есть положительная информация, более половины основных ими фирм являются клиентами банка, обо всех других фирмах, которые не являются клиентами банка имеется положительная информация;

- удовлетворительная – учредители не являются клиентами банка, о них имеется неполная информация;

- плохая – полное отсутствие информации обо вех учредителях заемщика.

2) Стабильность учредителей. Состояние состава учредителей может быть:

- очень хорошее – когда в течение текущего и прошлого хозяйственного года состав учредителей не изменялся;

- удовлетворительное – в течение текущего и прошлого хозяйственного года из состава фирмы вышло 20% учредителей;

- плохое – в течение текущего и прошлого года из состава фирмы вышло более20% учредителей.

3) Период функционирования заемщика. При кредитовании преимущество предоставляется предприятиям, которые имеют определенный опыт работы. Чем больше время функционирования заемщика, тем больше вероятность погашения ссуды.

При этом период функционирования может быть;

- очень хороший – предприятие функционирует более 5 лет;

- хороший – 3-5 лет;

- удовлетворительный - от года до 3 лет;

- плохой – менее года.

4) Предъявленный и уплаченный уставный фонд. Банк может заключать кредитный договор только с правоспособным заемщиком.

Правоспособность заемщика – признанная государством способность юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допущенные законом.

Правоспособность заемщика возникает с момента регистрации его устава в исполнительных органах власти.

Проект, который кредитуется, должен отвечать основным направлениям деятельности заемщика, определенным в уставе.

При этом состояние уставного фонда может быть:

- хорошим – когда размеры предъявленного и уплаченного уставного фонда совпадают;

- удовлетворительным – когда размеры предъявленного и уплаченного уставного фонда не совпадают на сумму нематериальных активов.

5) Срок очередного собрания.

Необходимо обратить внимание на срок проведения очередного собрания и выборов директора. Изменение руководства Вов время пользования кредитом нежелательно, т.к. возможны изменения политики заемщика и взглядов относительно кредитуемого проекта.

При этом срок очередного собрания может быть:

- хорошим – срок очередного собрания не входит в период пользования кредитом;

- плохим – срок очередного собрания входит в период пользования кредитом.