Жизненный цикл предприятия

Предприятие, как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкрот­ство, ликвидация (рис. 2.1).

Рис. 2.1.Стадии жизненного цикла предприятия

Первая стадия - созданиепредприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.

На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельнос­ти, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка обору­дования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.

На стадии ростаи расширения деятельности предприятия про­исходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Стадия зрелостиили оптимального функционирования харак­теризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, актив­ной маркетинговой деятельности.

Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребнос­тям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

Если же предприятие своевременно не реагирует на требова­ния различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклон­но приближаться к спаду деловой активности и банкротству.

Однако существуют некоторые условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства:

• избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;

• разрабатывать и осуществлять качественные планы по мар­кетингу с четкими целями;

• систематически делать обоснованные прогнозы по налич­ности;

• идти в ногу с потребностями рынка;

• своевременно выявлять критические моменты, которые мо­гут представлять собой угрозу для предприятия.

Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.

Наименее жесткая альтернатива банкротству - реорганизацияпредприятия, цель которой - оживить предприятие. В этом слу­чае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризис­ной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в резуль­тате чего создаются новые, ликвидируются существующие юри­дические лица, меняется организационно-правовая форма пред­приятия.

Особой формой реорганизации является реструктуризацияпредприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективно­сти производства и конкурентоспособности продукции, повыше­нию производительности труда, снижению издержек производ­ства, улучшению финансово-экономических результатов деятель­ности.

Реструктуризация должна способствовать оздоровлению эко­номики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.

В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровле­ние) предприятия.

Санация- это комплекс мероприятий, направленных на пре­дотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть са­нации состоит в передаче (по решению суда) функций по управ­лению делами фирмы государственному органу или совету кре­диторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.

Применение процедуры санации создает реальные возможнос­ти для решения следующих задач:

• обеспечение выживания предприятия;

• заключение мировой сделки между должниками и кредито­рами;

• достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.

Санация может осуществляться организационными и финан­совыми методами. В первом случае проводятся изменения в ад­министративном аппарате предприятия, устраняются или сокра­щаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры мо­гут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кре­дитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение диви­дендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсроч­ку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженно­сти в долгосрочную.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства.В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 8 января 1998 г. № 6-83 под несостоятельностью (банкротством)понимает­ся неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Основным признаком несостоятельности (банкротства) явля­ется приостановление текущих платежей - предприятие не обес­печивает или заведомо не способно обеспечить выполнение тре­бований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредито­ры предприятия-должника получают право на обращение в ар­битражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам долж­ник.

Ликвидация предприятия,т.е. прекращение его деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества, либо по решению суда.