Организационно-правовые формы предприятий

Понятие и классификация предприятий

Предприятие - основное звено экономики

Предприятие- это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потреб­ностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в фор­мах хозяйствования, отношениях между собственниками, орга­низаторами производства и наемными работниками. Предприя­тие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную пла­ту. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-про­изводственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные эко­номические структуры. Их обособленность обусловливается то­варным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

• в производственной деятельности (что и сколько произво­дить, как производить);

• в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, по­купать, распределять);

• в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основ­ное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важ­нейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-техноло­гическое, организационное и экономическое единство. Органи­зационно оно является производственной единицей. Как прави­ло, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз. Оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производ­ственное объединение, концерн и т.д.).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной прак­тике используется понятие «фирма». Как правило, фирма пред­ставляет собой объединение однородных или смешанных пред­приятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее полу­чит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного оп­ределения неудовлетворенных желаний покупателей и ориента­ции предприятия на их производство, уровня издержек производ­ства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производитель­ности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия можно классифицировать по различным коли­чественным и качественным параметрам. Основными количе­ственными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

• малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

• средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек)

• крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 чело­век).

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значитель­ную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин «малое предприятие» характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое пред­приятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гиб­кость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Значительный процент банкротств среди предприятий мало­го бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функ­ционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в совре­менной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

• тип собственности (частные или государственные);

• характер и содержание деятельности;

• ассортимент выпускаемой продукции;

• способы и методы ведения конкурентной борьбы;

• способ вхождения в различные союзы и объединения;

• организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Существующие и действующие в экономике предприятия до­статочно разнообразны с точки зрения организационно-право­вого устройства, масштабности, профиля деятельности. Однако при всем кажущемся многообразии возможных видов они под­разделяются на упорядоченные группы, типы, для которых вы­работаны вполне определенные нормы хозяйственного законо­дательства, регламентирующие их деятельность.

Предпринимательское право допускает существование цело­го спектра форм предприятий. Наряду с индивидуальным пред­принимательством Российское законодательство признает такие формы, как коммерческие организации в виде хозяйственных товариществ (полных и коммандитных), обществ (с ограничен­ной ответственностью, акционерных), производственных коопе­ративов, государственных и муниципальных предприятий.